Однажды я спросил отца и бабушку:
Как вы предполагали, СССР достигнет коммунизма?
Ведь всем известно, что вожди обещали скорое его достижение.
Их ответ поверг меня в шок:
Мы об этом не думали, просто жили.
И это говорят представители двух поколений.
Понятно, что это не выборка, не статистика. Но с другой стороны, и нам в школе не рассказывали конкретные планы советской власти, не помню расписанных на десятилетия программ, в результате которых люди бы стали коммунистами.
Спад революционного запала
Советских людей можно понять: после ужасов гражданской войны и Великой Отечественной Войны населению хотелось просто жить. Страну нужно было возрождать, свершались трудовые подвиги. Но ради ли коммунизма? Или ради мирной жизни?
Я думаю, что ответ кроется в психологии людей.
Революции свершаются единодушным порывом масс.
Этот порыв обычно против чего-то (буржуазии, самодержавия, феодалов и т.д.). Но после революции, когда противник свергнут, наступает обычная общественная и политическая жизнь.
В Советском Союзе сложилась диктатура партии-пролетариата-номенклатуры. А что предполагает диктатура? Насаждение единого мнения. Т.е. плюрализм мнений не приветствуется.
Но так не может продолжаться слишком долго.
Единодушие в любом порыве (революционном или другом) со временем обязательно сменяется дискуссиями, разными мнениями, обсуждениями.
Это нормально. Люди разные, у всех свое видение по множеству вопросов: от того как воспитывать детей до развития страны. Просто потому что никто не знает будущего, а значит как правильно поступать.
Но если плюрализм зажимается, то
Через поколения единодушие сменяется равнодушием.
Практически невозможно пересадить новым поколениям старые ценности и идеалы. Мир меняется, у подростков свои ценности. Но когда их зажимают, они становятся равнодушны.
Более того даже у прошлых партийных соратников существуют собственные мнения по многим вопросам.
Но партия должна быть монолитной. Не так ли? Хотя бы внешне. Иначе народ почует слабость.
И тогда плюрализм выражается во внутрипартийной борьбе. Когда нет открытого дискурса, партия начинает грызть себя изнутри.
Видимая часть становится скучной, а внутри кипит борьба без какого-либо диалога. Все это не помогает системе ценностей.
Наступает общая усталость от такой системы, равнодушие.
Как говорит один священник: атеисты это не плохо, с ними можно вести диалог, они сами тебя найдут. Хуже с равнодушными, им все равно.