Найти тему
Online47.ru

Ярослав Нилов: «Натаскивание» учеников на ЕГЭ не позволяет прочувствовать глубину знаний будущего абитуриента

Фото: Валентин Илюшин/Online47
Фото: Валентин Илюшин/Online47

По словам депутата и соавтора законопроекта, предлагающего изменить роль ЕГЭ в системе российского образования, тестирование – инструмент, в котором больше минусов, чем плюсов

В Госдуму РФ внесен законопроект об отмене ЕГЭ в качестве выпускного и вступительного экзамена в вузы. Инициаторы изменений в закон «Об образовании» предлагают заменить его государственными экзаменами по программам общего образования.

Одним из разработчиков законопроекта является Ярослав Нилов, замруководителя фракции ЛДПР и председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. В беседе с Online47 он рассказал, почему считает ЕГЭ неэффективным и нецелесообразным.

Почему ЕГЭ – это плохо?

«У нас давняя принципиальная позиция, что ЕГЭ как инструмент контроля знаний себя не оправдал. Он измучил и детей, и родителей, и учителей. Он дал возможность зарабатывать репетиторам, но это нагрузка на семейный бюджет, потому что за каждого сдающего ОГЭ или ЕГЭ ребенка надо выложить немаленькую сумму.

Кроме этого, детей «натаскивают» на ЕГЭ, и это не позволяет прочувствовать глубину знаний будущего абитуриента. Поэтому мы считаем, что ЕГЭ как вредный инструмент должен быть упразднен. Однако сегодня система образования защищает уже выстроенную модель оценки.

Да, у ЕГЭ есть плюсы, минусов у него гораздо больше. Я проводил эксперимент: в любом вузе, в любой стране, как только я говорю, что ЕГЭ вредно и его надо отменить, звучат аплодисменты в аудитории. И еще один эксперимент мы проводили: просили поднять руку тех, кому пришлось платить репетиторам для того, чтобы подготовиться к ЕГЭ. Руки поднимали 99% учащихся, сидящих в аудитории. Это повсеместно».

Классические экзамены или ЕГЭ – на выбор

«Недавно президент принял очень хорошее и востребованное решение – дать право пересдавать ЕГЭ. Это дополнительный шанс для выпускников, и это хорошо. Но мы предлагаем пойти дальше, и наравне с действующей системой оценки знаний предоставить возможность вернуться к классической, старой, доброй, еще советской системе оценки – это выпускные экзамены.

Но даже отрицательно относясь к ЕГЭ, мы все-таки предлагаем гибкий формат через альтернативную сдачу классических экзаменов».

Почему важна глубокая оценка знаний – личный пример

«Когда я учился, не было ЕГЭ. Я оканчивал школу в 1999 году. Шел на серебряную медаль, у меня были пройдены олимпиады и было право поступить в Московский энергетический институт по собеседованию. И в рамках этого собеседования мне дали задачу по геометрии. Надо было рассчитать геометрический объем фигуры. И ход мыслей у меня был правильным, но стресс сказался, и я к 7 прибавил 5 и вместо 12 получил 13. Конечно, результат в итоге я получил неверный. Но когда преподаватель посмотрел и увидел, что ход мысли правильный, он просил меня посмотреть еще раз более внимательно свое решение. Тогда я обнаружил свою чисто техническую ошибку и пересчитал уже верно. И смог объяснить решение. Алгоритм для решения поставленной задачи был выбран верно. А это – самое главное. Это и называется анализ глубины знаний по тому или иному предмету. А ответ 1, 2, 2,5 или 1,5 – это, конечно пальцем в небо полученный правильный ответ».

О сомнениях в справедливости результатов ЕГЭ

«Ко мне приходили студенты из лучших вузов на практику и рассказывали, как они сдавали ЕГЭ, в том числе по русскому языку. У них были самые хорошие баллы, а в слове молоко они делали три ошибки. Да, сейчас контроля больше, используют различные механизмы контроля, но все равно есть факты нарушения процедуры. Ежегодно происходят какие-либо скандальные ситуации, показывающие, как у нас пытаются обойти всевозможные запретные механизмы и получить максимальные баллы при определенной поддержке».

Совет от Ярослава Нилова

«Надо заниматься каждый день. Вне зависимости от того, к ЕГЭ вы готовитесь или не к ЕГЭ, свою голову насыщать знаниями надо каждый день».