Найти тему
7Дней.ru

Анна Носатова о съемках сериала «Черное солнце»: «Наши актеры отдавались проекту всей душой, это ли не счастье для режиссера?»

Оглавление

Режиссер и актриса рассказала о том, как создавался детективный сериал — от кастинга до работы в кадре с актерами-детьми.

   «Черное солнце», 2024 кадр из сериала
«Черное солнце», 2024 кадр из сериала

В онлайн-кинотеатре KION начался показ мрачного детектива «Черное солнце», действие которого происходит в Выборге. Главные герои сериала, детектив и полицейский, которых играют Максим Стоянов и Юрий Чурсин — полные противоположности, вынужденные объединиться, чтобы расследовать запутанное дело о пропаже девушек.

Режиссером детектива стала Анна Носатова, это ее режиссерский сериальный дебют. Специально для читателей 7Дней.ru Анна рассказала, как снимали этот атмосферный проект.

О съемках в Выборге и других локациях Ленинградской области

   «Черное солнце», 2024 кадр из сериала
«Черное солнце», 2024 кадр из сериала

Локации Выборга, Санкт-Петербурга и области изначально были прописаны автором сценария Олегом Антоновым и прекрасно вписывались в атмосферу и жанр проекта.

Не скрою, что на самом начальном этапе обсуждались варианты переноса истории в другие города (для удобства производства), но довольно быстро мы решили остаться верными сценарной версии — она явно выходила богаче и интереснее визуально.

Хотя все события по истории и разворачиваются между Питером и Выборгом, раскрою секрет, что все равно большая часть съемок (примерно две трети) проходила в Москве и Подмосковье — опять же, из производственной необходимости. Изначально нам виделось, что она будет меньше и в московском блоке мы будем снимать в основном интерьеры — кабинеты, квартиры, офисы, рестораны, а потом приедем в Питер и там уже развернемся и доберем всю фактуру города, Финского залива и Выборга. Но на практике оказалось, что все равно в графике вылезали натурные сцены, связанные с занятостью артистов и рядом обстоятельств, когда мы даже городские питерские сцены вынуждены были снимали в Москве — приходилось всегда что-то придумывать, чтобы потом срастить визуально разные блоки в единую историю.

О команде за кадром

Со мной и оператором-постановщиком Колей Ермолаевым снимали моя однокурсница Лида Ермалюк и режиссер и оператор Митя Смирнов. Все мы окончили Московскую школу кино и были неугомонной творческой командой с горящими глазами и желанием все время придумать еще что-нибудь эдакое. Так что я очень благодарна им за сотворчество, товарищеское плечо и взгляды в едином направлении.

Пятый участник нашей команды — режиссер монтажа Денис Жучков, он был с нами в связке на протяжении всего проекта. Я очень рада, что продюсер Влад Сыч дал нам возможность прикрепить режиссера монтажа с подготовительного периода проекта — это зарубежная практика, которая у нас совсем не в ходу. На этапе подготовки мы обсуждали необходимые кадры и монтажные переходы, и уже в процессе съемок, после каждой смены режиссер монтажа собирал сцены именно таким образом, какими они были изначально придуманы — такой осознанный монтаж отправлялся вышестоящим продюсерам на канал.

Кастинг и контрастный дуэт Стоянова и Чурсина: как выбирали ансамбль

   «Черное солнце», 2024 кадр из сериала
«Черное солнце», 2024 кадр из сериала

Главных персонажей было решено начать искать, когда были написаны только две серии из двенадцати. Проект еще официально не находился в подготовительном периоде, а был на стадии девелопмента, у нас еще не было кастинг-директора, да и никого особо еще не было. Прочитав эти две серии, я сразу увидела в Чагине Макса Стоянова. С Максом мы уже были знакомы — он снимался в пилотной серии моего авторского проекта для «1-2-3 Продакшн», который я разрабатывала, учась у Валерия Федоровича и Евгения Никишова на курсе шоураннеров в МШК. Максим в нем тоже играл опера, но у него была роль второго плана, и он ее исполнил невероятно живо и смешно. В общем, после прочтения материала я была убеждена, что Чагин — это Макс, оставалось дело за малым — убедить в этом наших продюсеров. Я предложила Владу Сычу снять тизер с ключевыми сценами из первой серии. Так сказать, найти подход к материалу и главным героям, нащупать их интонацию. Предложила Коле Ермолаеву быть оператором — он с радостью откликнулся и приехал из Питера к нам на несколько смен.

   «Черное солнце», 2024 кадр из сериала
«Черное солнце», 2024 кадр из сериала

Надо понимать, что это была абсолютно творческая инициатива, и я очень благодарна всем, кто нас тогда поддержал в этом порыве — в первую очередь, артистам, которые вместе с Максом откликнулись и уделили нам свое драгоценное время. За отсутствием средств снимали сцены в основном на натуре в лесу, правда, не в летне-осеннем, как в сериале, а в зимнем и заснеженном — было безумно красиво и очень атмосферно, только все дико промерзли.

Был еще такой момент: каким должен быть Чагин, я знала, а вот какой Жук, я скорее понимала головой, но точно не представляла, пока на пробах не появился Юра Чурсин. Конечно, Юру я знала по театру и другим проектам, но он везде такой разный, мне никогда не доводилось с ним пересекаться или работать. И, когда я увидела Юру, у меня не осталось сомнений, что это Жук. Юра прямо чувствовал своего героя изнутри. В тот момент пара Чагин — Жук для меня и сложилась: между ними была необходимая энергия, чтобы на ней держался сериал.

Вообще задача любого кастинга — чтобы артист был на своем месте и обогащал своей личностью, своим опытом и органикой персонажа, делал его живым человеком. Я считаю, что все наши артисты очень обогатили проект! Но хочется добавить, что они не только профессионалы с большой буквы, но и, что немаловажно, прекрасные и неравнодушные к своему делу люди!

Наши актеры отдавались проекту всей душой — Макс Стоянов, Юра Чурсин, Петя Кислов, Вика Корлякова, Даша Румянцева, Саша Большакова, Слава Евлантьев, Андрей Шибаршин, Петя Романов, Полина Ватага — они были настолько включены в материал и погружены в своих персонажей, что это давало им абсолютную свободу в существовании и импровизации на площадке. А это ли не счастье для режиссера?

   «Черное солнце», 2024 кадр из сериала
«Черное солнце», 2024 кадр из сериала

У Юры просто колоссальный актерский опыт, он часто направлял сцену в нужное русло, предлагал свои идеи, к которым я с радостью прислушивалась и в какой-то степени была рада у него учиться, но при этом он также слышал меня и всегда старался делать то, о чем я его просила. Вот это абсолютное взаимное доверие невероятно ценно.

Кстати, забавный факт: Максим и Вика Корлякова — наши Чагин и Габи — в жизни муж и жена. И они никогда до нашего проекта не работали вместе на съемках. У них прикольные сцены в начале истории, где Чагин подкатывает к Габи, а она его отшивает — должно было сложиться полное ощущение, что они не вместе. Забавно было наблюдать после окончания смены, какая они все-таки классная пара. Помню, как они репетировали и давали по привычке свои оценочные комментарии друг другу, а я их останавливала и напоминала, что слушать надо только режиссера.

   «Черное солнце», 2024 кадр из сериала
«Черное солнце», 2024 кадр из сериала

Работа актеров с текстом

Например, еще до начала съемок Макс Стоянов нашел через друзей сотрудников полиции, и мы вместе ходили консультироваться к ним. Макс подробно расспрашивал, что и как у них устроено, какой быт, какой сленг. И, к слову, он часто добавлял свои идеи, как обогатить текст и сделать его менее официальным, более сленговым и по-чагински прикольным. И это не в обиду авторам, у нас прекрасный и достоверный сценарий, просто иногда актеры изнутри могут такое добавить и родить, что это надо обязательно использовать, ведь они как никто чувствуют героя. Я, в принципе, за актерскую природу, потому что сама актриса и знаю, как важно работать с текстом, так что мы всегда оставляли место на площадке для рождения шуток и живых моментов.

Съемки с детьми

   «Черное солнце», 2024 кадр из сериала
«Черное солнце», 2024 кадр из сериала

Было удовольствием работать с Полиной Ватагой и Петей Нечипоренко, которые сыграли детей Жука. Полина у меня тоже была на кастинге, еще на пилоте, я ее тогда запомнила. Мне было важно, чтобы они с папой походили друг на друга, и когда складывали ансамблевые пробы с Юрой, я сразу поняла, что его экранной дочерью должна быть Полина. Она привнесла в семейную линию важную драматическую составляющую. Когда мы снимали, она еще не училась, а сейчас студентка ВГИКа, и я уверена, что ее ждет большое актерское будущее.

И Петя тоже молодец большой. Юра с ним взаимодействовал, как папа, помогал ему с выполнением задач в сценах, направлял. В общем, у нас было полное ощущение, что на площадке сложилась семья.

Я очень благодарна нашим продюсерам — Вадиму Островскому и Владу Сычу — за то, что утвердили весь кастинг, в который я верила и который в какой-то степени отстаивала — всех-всех артистов без исключения. Ведь такое доверие встречается очень редко, особенно в случае с молодыми режиссерами.

Надеюсь, зрители оценят работу артистов и нашей творческой команды. Желаю всем приятного просмотра.