Найти тему
Узнай Россию

10 шедевров Золотой кладовой Эрмитажа

Из одного грамма золота можно сделать нить длиной 2,5 м или создать листочки толщиной один микрон (одна миллионная метра). Такими техниками виртуозно владели древние мастера.

ЮЛИЯ ХАКИМОВА

1. Костромской олень (VII в. до н.э.)

Крупная золотая бляха в виде фигуры оленя украшала горит – чехол для лука и стрел скифского воина. Этот артефакт – классический образец скифского звериного стиля – нашли в 1897 году на раскопах в Закубанье, близ станицы Костромской (современный Краснодарский край), в 77 км от Майкопа (Республика Адыгея).

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

Костромской олень – один из символов Эрмитажа. А еще он украшает ливрею одного из российских самолетов.

Пресс-служба авиакомпании "Россия"
Пресс-служба авиакомпании "Россия"

2. Келермесская пантера  (VII в. до н.э.)

Массивная золотая пластина в форме пантеры также украшала футляр для лука и стрел. Ее обнаружили в 1903 году на раскопках Келермесского кургана (на территории современной Республики Адыгея).

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

Курган у древних кочевых народов представлял собой ритуальную модель мира и был частью культа предков – покровителей и посредников в общении с богами. Скифы считали, что артефакт с изображением хищника защитит хозяина от опасностей в загробном мире. А золото, из которого сделана вещь, говорит о высоком статусе погребенного.

3. Солохский гребень (30-е годы V – начало IV в. до н.э.)

Эту изящную вещь выполнил по скифскому заказу греческий ювелир. На гребне, похожем на фронтон греческого храма, изображена сцена битвы трех воинов.

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

Курган Солоха, в котором обнаружена вещь, ученые определили как место погребения скифского царя и его брата. Тонко проработанные детали позволили историкам составить предположения о конкретных исторических личностях Скифии и их борьбе за власть.

4. Накладка на горит со сценами жизни Ахилла (IV в. до н.э.)

Массивную золотую пластину с чеканкой обнаружили на раскопках Чертомлыкского кургана – места захоронения скифских царей. А хоронили их вместе с женами и наложницами, виночерпием и слугами, приближенными воинами и конюхами, конями и собаками, а также с одеждами, оружием и многочисленными ценностями.

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

На горите изображена история Ахилла, героя поэмы Гомера «Илиада» и персонажа древнегреческой мифологии, от детства до смерти. Накладка работы греческого мастера могла быть подарком скифскому вождю от правителя Боспорского царства. Оно объединяло греческие города-колонии и существовало на территории полуострова Крым и Таманского полуострова с V в. до н.э. по VI в. н.э.

5. Подвески из кургана Куль-Оба (IV в. до н.э.)

Артефакт нашли в 1830 году на раскопках кургана на полуострове Крым, неподалеку от города Керчь (бывший греческий Пантикапей — столица Боспорского царства).

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

Подвески изготовил для скифского заказчика греческий мастер. На них изображена голова богини Афины, которая была популярна в регионе Северного Причерноморья.

Прототипом изображения послужила статуя Афины Партенос (V в. до н.э.) работы скульптора Фидия. Не дошедшая до наших дней 13-метровая статуя из золота и слоновой кости украшала Парфенон – главный храм богини в Афинах.

В декор шлема малой Афины с подвесок введена скифская символика. Образ богини-воительницы был близок менталитету скифов-кочевников. До замужества их женщины участвовали в военных действиях.

6. Сарматская диадема из кургана Хохлач (I в. н.э.)

В 1864 году в ходе строительства трубопровода на окраине Новочеркасска (современная Ростовская область) раскопали богатое женское погребение – курган, известный под названием Хохлач. Похороненная в нем женщина, вероятно, была сарматской жрицей и царицей. Сарматы были соседями скифов и вытеснили их из Северного Причерноморья.

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

Главной ценностью клада стал калаф – диадема жрицы сарматского божества плодородия. К изображенному на калафе древу жизни движутся жертвенные животные, отражающие мифологические представления сарматов. Форма диадемы, женский бюст-камея из кварца в центре и подвески относятся к античной традиции. Вероятно, калаф изготовил ювелир из Боспорского царства, который хорошо знал сарматские традиции.

7. Калаф из кургана Большая Близница (IV в. до н.э.)

В 1864 году в Прикубанье, на Таманском полуострове, открыли курган Большая Близница, в котором предположительно захоронены жрицы Боспорского царства.

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

Одной из находок стал искусный калаф – головной убор в виде корзины, атрибут богини плодородия. На нем изображены борющиеся с грифонами аримаспы – мифический народ, который будто бы жил на северо-востоке Древнего мира (предположительно у современных Уральских гор).

8. Собрание индийского ювелирного искусства династии Великих Моголов (XVII в.)

В 1739 году персидский правитель Надир-шах захватил город Дели, столицу Империи Великих Моголов, которая существовала на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш и Афганистана с XVI по XIX век. Из Дели он вывез столько сокровищ, что на три года прекратил налогообложение в Персии.

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

20 захваченных предметов он отправил в Петербург в качестве дипломатического подарка в 1741 году. Дары везли из Персии два года на 14 слонах.

На экспозиции представлены несколько сосудов, чашка, поднос, тарелки, украшения для головных уборов – эгреты и ножной браслет. Золотые изделия усыпаны неограненными изумрудами, рубинами, алмазами и жемчугом.

9. Иранская сабля с изумрудами (начало XIX в.)

Надир-шах вывез из Дели большое количество драгоценных камней, которые не добывались в Иране. Это поспособствовало традиции богато украшать самоцветами персидское холодное оружие.

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж

В коллекции Эрмитажа хранится сабля из булатной стали, ножны и рукоять которой усыпаны золотом и эмалью, изумрудами, шпинелями и алмазами.

10. Китайский жезл Жуи (XVIII в.)

59-сантиметровый жезл из золотой филиграни и огромных белых резных нефритов с шелковой кистью служил символом власти и исполнения желаний. В 1895 году представители китайской Империи Цин преподнесли его в подарок цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, как пожелание исполнения всего задуманного.

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж