"Где бы ты ни был" ("This must be the place"), 2011. Фестивальное кино.
Не помню, где я выкопала рекомендацию, но очень рада, что она мне попалась. Добрый, местами трогательный, душевный фильм, хотя такие характеристики не кажутся подходящими для его сюжета, и тем не менее, другие слова в голову не приходят.
В центре повествования - стареющий музыкант по имени Шайен (Шон Пенн) - эксцентричное и невротическое существо, прячущееся от мира в образе гота - чёрные одежды, чёрная подводка для глаз, ярко-красные губы, чёрные волосы с начесом. Помните солиста "The Cure"? - копия!
Его голос тихий, слегка писклявый, речь монотонная, походка шаркающая, как у старика, взгляд потухший, выражение лица унылое.
Двадцать лет назад он добровольно отказался от жизни рок-звезды и спрятался в кокон, где, как ему показалось, было легче пережить разочарование в себе и своём творчестве, которое стало причиной суицида двух подростков.
Он продолжает жить внешне комфортной и удобной жизнью. У него много денег, огромный дом, любящая жена, он играет на бирже, занимается пелатой. Все, что он делает, например, играет или занимается сексом, он делает хорошо, ярко, но, закончив, снова превращается в скучающего старика и сгорбленный, будто потерянный, шаркает жить дальше.
Он общается с семьёй одного из погибших мальчиков (вторые ненавидят и обвиняют его). Сестра становится его близким другом, а мать мальчика находится в полубезумном состоянии после смерти сына, и Шейн - единственный, чьё присутствие помогает ей справиться с горем в моменты приступов.
Треть фильма уходит на то, чтобы рассказать зрителю о главном герое.
Все остальное время мы будем наблюдать, как он медленно вылезает из своего кокона - переосмысливает себя, свою вину, свои отношения с отцом, учится заново испытывать эмоции. Все это происходит незаметно, без инсайтов и длинных монологов.
Шейн отправляется в долгий путь (сценаристы впихнули в фильм нацистского преступника, на кой ляд непонятно, и без него бы все неплохо сложилось), который превращается в цепь трогательных, очаровательных, порой скучных, а порой нелепых (утка в ночи - шикарная сцена)), но неразрывно связанных между собой встреч и разлук.
Он потерянное дитя в теле невротика не искал прощения, но сумел себя простить.
Он недолюбленный и недопонятый ребенок не планировал взросление, но оно случилось само.
"Где бы ты ни был" - это фильм одного актера, все остальное существует фоном и хорошо существует, вполне органично, в нужные моменты вызывая недоумение, объясняя печаль или усиливая горечь.
Шон Пенн не самый мой любимый актёр, но в этой необычной для себя роли он мне очень понравился.