БМП (боевая машина пехоты) и БТР и (бронированный транспортёр) - это боевые машины, применяемые для транспортировки пехоты к месту выполнения боевых задач, а также для разведки, охраны, патрулирования, эвакуации раненых и обеспечения ротации воюющих на фронте подразделений.
Обе машины выполняют схожие задачи, однако различаются они тем, что бронетранспортёр - это в первую очередь «бронированный автобус» для пехотинцев, а БМП - воюет вместе с пехотой.
На гусеницах или на колёсах?
Часто считается, что БТР является более легкобронированной машиной на колёсном шасси, а БМП боевая машина непременно гусеничная. Чаще всего, так и оно есть. Но не всегда.
К примеру, самой распространённой на планете моделью БТР (которой выпущено свыше 88 тысяч экземпляров, используемых 44 странами) считается американская М113. А она не на колёсном, а на гусеничном ходу. И в Советском Союзе тоже выпускались БТР на гусеницах. К примеру, БТР-50П (в 1954–1970 годах).
Также существуют и колёсные БМП: например, южноафриканская Ratel, канадская MAV, финская Patria.
С пулемётом или с пушкой
Формальное чёткое подразделение бронированных боевых машин на БТР и БМП появилось только в 1990-е годы. Основные критерии были сформированы при подготовке Договора об обычных вооружённых силах в Европе. Главным критерием, разделяющим эти машины, стало наличие или отсутствие полноценного артиллерийского вооружения.
То есть, если боевая машина оснащена только крупнокалиберным пулемётом, то она считается БТР – вне зависимости от варианта бронирования и типа шасси. Боевая бронированная техника, оснащённая пушкой - считается БМП.
Но и это условие тоже не всегда соблюдается: например, у бронетранспортёра БТР-82 имеется 30-миллиметровая пушка.
По итогам, какого-то единого и однозначного критерия, который однозначно подразделял бы БМП и БТР, попросту не существует: всё зависит от того, какую основную идею вложат в машину её разработчики.
«Бронированный автобус» или фронтовая боевая единица
По изначальной задумке, БТР предназначены прежде всего для переброски войск с места на место, с них не должны воевать. Однако, если у противника противотанковых средств нет, то с борта бронетранспортёра могут вести огонь, а сам он – может и должен идти в атаку.
Боевая машина пехоты - создавалась для огневой поддержки войск, изначально нацеленная на возможность вести бой. Обычно у неё и вооружение лучше, чем у простого броневика, и ходовая часть чаще гусеничная. Поэтому стоимость БМП в среднем выше по сравнению с БТР того же поколения.
Современные БМП, как правило, оборудованы системами управления огнём и прицелами, вентиляционными установками, системой пожаротушения, противотанковыми средствами. Бронетранспортёры укомплектованы подобными средствами на минимальном уровне и вооружаются в основном только пулемётом.
И БМП, и БТР чаще всего делаются плавающими, авиатранспортабельными (то есть, их можно загружать в военно-транспортные самолёты), оборудованными аппаратурой для обнаружения радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности.
Боевые машины пехоты обычно вступают в бой уже после танков, занимаясь дальнейшей зачисткой территорий от противника.
Первый серийный советский лёгкий бронетранспортёр БТР-40 (ГАЗ-40) начали выпускать в 1950-х годах. По внешнему виду и характеристикам он скорее напоминал бронеавтомобиль. Но БТР-40 сняли с вооружения только в 1993-м.
Следующая модель - БТР-50 - появилась в 1952 году. Её создали на базе танка ПТ-76. Бронетранспортёр вмещал до 20 десантников и был способен перевозить до двух тонн груза, причём из него на плаву можно было вести огонь. Параллельно использовался более тяжёлый БТР-152, созданный на базе грузовика ЗИС-151.
Самый известный советский БТР-80 создали в 1985-м на замену предыдущим моделям, а его глубоко модернизированную версию - БТР-82 - приняли на вооружение в 2013 году.
БМП впервые приняли на вооружение в Советском Союзе, в 1960-х годах. Первой моделью стала БМП-1 — плавающая машина. Её разработали на Челябинском тракторном заводе, а затем выпускали в Кургане до 1983 года.
БМП-2, появившаяся в 1980 году, получила более крупную башню и автоматическую 30-мм пушку.
БМП-3 приняли на вооружение в 1987-м. Она получила множество нововведений, значительно модернизировавших её.
На вооружении российской армии в 2020-х годах стоят БМП-3, модернизированные БМП-1 и БМП-2, а также бронетранспортёры БТР-82А и БТР-82АМ.
У наших противников распространены американские БМП Bradley, БТР М113 и International MaxxPro, германские БМП Marder.
Зарубежные машины во многом схожи с российскими (в частности, они оборудованы пушками 20–25 мм (чуть меньше, чем в отечественных броневиках) и пулемётами 7,62 мм и 12,7 мм).
Очевидно, что заменить чем-то такую технику сложно, поэтому даже первые образцы советских броневиков можно встретить на поле боя в странах третьего мира.
БМП-1 оказалась довольно «долгоиграющей» техникой, которая и сейчас воюет, а в некоторых странах даже в первоначальном виде. Если бронекапсула не повреждена, машина может прослужить как минимум пятьдесят лет. Внутрь такого броневика можно поставить современную электронику, новый двигатель и трансмиссию и т. д.
Усовершенствованные модификации БМП-3 и БМП-3М превосходят базовую версию по подвижности, огневой мощи и броне.