Чума, черная оспа, сибирская язва, туляремия - все это советские ученые рассматривали как оружие во время гонки вооружений между СССР и США.
Анна ДЕКТЯРЕВА.
Остров Возрождения в Аральском море - это не просто, как в шаблонном выражении, "декорация к фильму ужасов". Это сам фильм ужасов, наяву. Именно там, посреди умирающего моря, на раскаленном до 60 градусов безжизненном песке, советские военные биологи вели сверхсекретные разработки биологического оружия с 1952 года. О том, что происходило на острове Возрождения в советское время и что там творится сейчас, рассказало экологическое издание SMOLA. Для сбора материала журналистам понадобилось опросить множество очевидцев - от бывших советских ученых, эмигрировавших после распада СССР, до солдат, которые проходили на острове срочную службу.
Почему Аральское море
Биохимический полигон "Бархан" был открыт на острове Возрождения в 1952 году. В это время воды Амударьи и Сырдарьи отвели от Аральского моря для орошения хлопковых полей, и море стало стремительно мелеть, а остров - увеличиваться в размерах. Места для полигона оказалось достаточно, а охранять остров от шпионов гораздо проще, чем территорию на суше.
К тому же местность вокруг этой части Аральского моря почти не населена - только сайгаки да крошечный рыбацкий поселок Аральск. И, наконец, подходящий климат - почти 100% солнечных дней в году, а вирусы и бактерии очень чувствительны к солнечному свету, быстро погибают. Проще обеспечить инфекционную безопасность.
Тысячи погибших обезьян
Биологическое оружие, которое разрабатывали советские ученые, представляло собой бомбы с разной "начинкой" - от туляремии, которая не убивает врага, а только парализует его, до моментально действующей чумы. Инфекционные бомбы испытывали на обезьянах - они больше всего похожи на человека легочной системой.
Военный биолог Канатжан Алибеков, который в 1992 году эмигрировал в США, рассказал, что обезьян на остров завозили тысячами. Их привязывали к колышкам и сбрасывали на них биологическую бомбу. Ученые в противочумных костюмах находились на другой стороне острова.
Потом обезьян помещали в клетки и наблюдали процесс заражения и гибели. Сколько именно животных (включая собак, крыс и кроликов) стали жертвами испытаний, неизвестно, но их десятки тысяч.
Оспа вырвалась на свободу
Меры инфекционной безопасности соблюдались строжайшие. Поэтому за 40 лет работы полигона не была допущена ни одна серьезная утечка вируса (в отличие, например, от лаборатории в Свердловске, где в 1979 году в воздух был выброс спор сибирской язвы). Однако случаи заражения и гибели людей на острове Возрождения все же были.
В 1971 году исследовательское судно в Аральском море случайно нарушило 40-километровую карантинную зону и подошло к острову на 15 километров как раз во время сброса бомбы с оспой. Сотрудница, которая была на палубе, заразилась, а когда судно причалило в Аральске, передала болезнь дальше. В СССР умели купировать такие случаи, город мгновенно закрыли на карантин, всего заразилось 9 человек, умерли трое.
Второй случай произошел в 1972 году - местные рыбаки поймали зараженную чумой и убежавшую с острова лису. Все шестеро умерли.
Больше страдали животные. Вокруг острова погибла вся рыба, на берегу тысячами умирали сайгаки. Однако ученые до сих пор точно не знают причину смерти животных.
Дезинфекция... или шпионская акция?
В 1992 году полигон перестал существовать. Все оборудование было вывезено, опасные вещества, вирусы и бактерии захоронены в могильниках и буквально залиты хлоркой. Остров оказался разделенным пополам между Казахстаном и Узбекистаном.
Однако остались строения. Местные жители начали таскать с острова черный металл и стройматериалы. Вокруг Аральска стали фиксировать локальные вспышки чумы, оспы, сибирской язвы - видимо, какие-то следы вирусов оставались на зданиях. В 1995 году Узбекистан и Казахстан попросили специалистов из США провести тотальную дезинфекцию острова Возрождения.
Работы шли до 2002 года, после чего было заявлено, что остров безопасен. Песок летом прогревается до 60-70 градусов, выжить годами в такой среде вирусы не могли. В 2016-17 годах ученые из Узбекистана взяли пробы грунта и сообщили, что опасных вирусов и бактерий не обнаружено. Однако казахстанские ученые говорят, что на их части острова следовые количества заражения фиксируются.
Кстати, есть мнение, что ученые из США занимались не только дезинфекцией, но и разведкой. И остатки разработок советских ученых сейчас стали достоянием спецслужб США.