В 2011 году в Новосибирске поймали и наказали мужика, который занимался видео-фотосъемкой. Его звали «Дядя Серёжа». Он находил маленьких девочек из трудных семей, обещая сделать их моделями в своей студии. Но на самом деле он их фотографировал и снимал непристойные видео, чтобы продать.
Обычно люди, пострадавшие от фотографа, стараются не выходить на публику, но две девчонки, ставшие взрослыми, все-таки решили поделиться своими историями и рассказать, как им живется сейчас и что им пришлось пережить.
Видео с маленькими детьми показывались в специальных каталогах в интернете и покупались "ценителями" из других стран, таких как Германия, Греция, Италия и Швейцария. Господа педофилы из Европы были готовы платить за такое немалые деньги.
Сайт, где выкладывались эти материалы, назывался "Сибирские мышки" или Siberian Mouse. Это имя стало привязываться к каждой девочке, которая попала в эту студию. За 15 лет работы этого педофила количество его жертв оказалось огромным. Официально следователи выявили 211 случаев преступлений, но сами пострадавшие утверждают, что их было намного больше - около 500.
Чем милее и готовее были дети, тем больше получали.
Педофил Кропочкин платил детям разные суммы за фотосессии, от пары сотен до девяти тысяч рублей. Чем милее и готовее были дети, тем больше получали. Он снимал как школьников, так и старших подростков. Иногда фотографировал взрослых девушек. Но это уже другая история, там они боролись за его внимание. Если девушка из числа моделей становилась популярной, ее могли легко вытеснить. Кстати, взрослые модели знали, что Кропочкин интересуется детьми, но им было все равно.
— Он был для всех кумиром, что ли... Если уделял какой-то из моделей больше внимания, то другие могли ее даже поймать во дворе и избить. Да, мы друг друга знали, иногда сбивались стайками или просто запоминали в лицо тех, кто в теме. Это кажется, что город большой и здесь можно затеряться, но наши маленькие гетто из старых двухэтажек больше напоминают мини-деревни, где все про всех все знают. Устроят какой-нибудь красавице засаду в ночи, «раскрасят» — и все, «отпуск» на полтора месяца, а не съемки, — делилась одна из моделей с журналистами «КП-Новосибирск».
Кажется, что вся история уже прошла – в 2014 году фотографа осудили на 14 лет тюрьмы. Но видимо, не все так просто. "Дядя Серёжа" продолжал писать письма своим жертвам, просил их сказать, что никто их не заставлял, все делали добровольно.
Ирина и сейчас живет в районе, где когда-то были страшные воспоминания из детства. Когда ей было всего 10 лет, подруга привезла ее сюда и предложила заработать деньги, снимаясь для каталога одежды для детей. Но на самом деле съемки были совсем не про одежду. Ирина сейчас не уверена, понимала ли она, что тогда происходило что-то странное. Она радовалась деньгам, которые заработала, и тратила их на много еды.
Мама Ирины пила и, когда узнала, чем занимается ее дочь после школы, не поддержала ее, а наоборот, стала унижать.
"Инспектор ПДН говорил моим друзьям, чтобы они не общались со мной, потому что я фотографировалась у этого парня."
— Помню, как узнали, что его поймали. Было так страшно, как землетрясение. Все словно рухнуло, — вспоминала одна девушка. — Нас всех, кто у него снимался, вызывали из школы, расспрашивали. Конечно, и учителя, и ученики все об этом знали. Была тут одна девочка из класса, что тоже с ним общалась, она особенно меня травила. Учителя как-то не очень реагировали, будто это нормально. Психологи? Какие психологи?.. Инспектор ПДН говорил моим друзьям, чтобы они не общались со мной, потому что я фотографировалась у этого парня. После этого у меня почти не осталось друзей.
Семья Ирины разваливалась прямо на глазах у всех: папа умер, мама только и делала, что пила, а сама Ирина в 17 лет узнала, что ждет ребенок. Мама решила, что лучше выгнать дочь из дома.
Папа ребенка, когда узнал про прошлое Ирины, ушел, задав ей злобный вопрос: "Как там "дядя Сережа"?" Он обвинил девушку в том, что ребенок не его, и что у нее мужчин было много. Ирина не стала ничего доказывать — не захотела.
Поддержку Ирине оказали только одна подруга и соседка, которая взяла под свое крыло юную беременную девочку.
— Я работала кондуктором до самых родов. Ушла оттуда всего за неделю до того, как родить, потому что у нас совсем не было денег, — рассказывает Ирина. — Ну, просто ни копейки. Мне очень помогала соседка. Моя дочка ее даже бабушкой называет, потому что она сидела с моим ребенком, когда он был младенцем, а я через месяц после родов уже снова устроилась на работу.
Сейчас у Ирины есть муж, который знает о ее прошлом, но никак не считает ее в чем-то виноватой. Вместе они воспитывают двух детей и живут в бараке с кошкой. Девчонка изо всех сил старается сделать уютно в их маленьком домике, но денег все равно не хватает, так что работает только муж.
Маша стала знаменитой и снималась у Малахова
Еще одной героиней этой истории была Мария, которой тогда тоже было только 10 лет, как и Ирине. После всего, что случилось, у Марии жизнь стала как копия истории Шурыгиной. Несколько месяцев назад она сама вышла в соцсетях и написала, что она та девочка, жертва Кропочкина. Мария набрала много подписчиков, даже побывала на ток-шоу. Сейчас ее можно назвать "звездой", говорит девушка. Приглашений на интервью у нее много, поэтому лучше отправлять предложения на почту, она их там рассмотрит.
Маша рассказывает много интересного о своей жизни в соцсетях. Там она выкладывает селфи, проводит прямые трансляции, отвечает на вопросы фанатов. У нее много поклонников, их мотивы разные: кто вспоминает историю с фотографом, выпытывая подробности а кто-то просит эксклюзивную информацию о жизни. У Маши немало хейтеров, но видно по ее реакции, но такой образ ей подходит. Она откровенно рассказывает и признается в разных вещах.
— Я просто не хочу вспоминать прошлое. Сейчас у меня новый этап в жизни. Я просто хочу быть самой собой и доказать всем, что я хороший человек. Я что, не заслужила, чтобы обо мне так думали?
Она выкладывает в своих соцсетях фото, где пьет шампанское, участвует в веселых съемках и шутит с друзьями – и делает это часто. Может быть, как ответ на обиды со стороны одноклассников. Она просто хочет показать, что у нее есть настоящие друзья, веселые и забавные.
Маша хочет стать психологом. Она всё время говорит о том, что важно быть хорошим человеком. Она очень стремится показать всем, что именно такая. Маша мечтает о настоящих друзьях, но у неё 22 тысячи подписчиков, которые слишком интересуются её жизнью. Вместо настоящего общения у неё только шум и суета вокруг.
Кстати, обе девушки получили письма от «Дяди Серёжи» из тюрьмы. Ира рассказала журналистам, что в письме фотограф попросил её сказать, что он никого ни к чему не заставлял, все происходило по обоюдному согласию. Ему тоже захотелось огласки и общественного внимания. Ира, прочитав это, выкинула письмо, хотела забыть как страшный сон.
Недавно Ирине написали несколько девочек, так же пострадавших от Кропочкина. Они рассказали, что фотограф может выйти из мест заключения по УДО. Попросили Ирину не рассказывать о нем ничего. Большинство жертв больше всего боятся, что их прошлое станет известно соседям. Они больше боятся публичного осуждения, чем выхода из тюрьмы "Дяди Сережи".
— Если бы могла начать все с чистого листа, то точно бы это сделала, — говорит Ира.
Вторая героиня, Маша, тоже рассказала своим подписчикам, что преступник писал ей. Но у нее более мягкое отношение к этой ситуации: "Ведь он не заставлял. Никто насильно не делал ничего…"
Каждая из них воспринимает эту историю по-своему, и у каждой своя версия происходящего.