Два проекта будущего мира, а именно, Русский проект и фаустовский проект Запада, входят в мир одновременно на рубеже X-XI веков. С самого начала их цели и задачи диаметрально противоположны.
Если Русский проект основан на христианской Руской идее духовно-ценностного всечеловечества, отражаемой уже в делах Ярослава Мудрого и в исторической концепции XI века митрополита Илариона, то Западный проект, рождающийся, по О. Шпенглеру, на рубеже X-XI веков, как и Русское государство, изначально представляет собой антихристианский, фаустовский проект Власти западного человека над народами и миром – включая Создателя. «В западной этике все – направление, притязание на власть… – пишет О. Шпенглер, – Это входит в состав необходимых условий фаустовского бытия. Кто иначе думает, чувствует, желает, тот дурен, отступник, тот враг. С ним надо бороться без пощады. Все фаустовское стремится к исключительному владычеству… фаустовская культура была в высшей мере завоевательной; она преодолела все географически-материальные границы; в конце концов она превратила всю поверхность Земли в одну колониальную область»1.
В реализации завоевательных качеств фаустовского Западного проекта, к ХХ веку все материки и народы находятся под Властью элит Западного проекта, кроме прочих войн, ведущих веками кровавую борьбу друг с другом на «последнего победителя», которому в итоге достанутся вся Власть и все народы. «В итоге, – пишут современные американские исследователи М. Хардт и А. Негри, – весь мир можно было считать поделённым между европейскими государствами, а карту мира можно было бы целиком раскрасить в цвета Европы»2.
Впрочем, одна часть света, имеющая собственные цвета и неподвластная Западу, на этой карте все-таки была – Россия. Однако под идейное ярмо Западного проекта в образе коммунизма Россия, тем не менее, попала в 1917 году, хотя это едва не стоило ей жизни – не только как самостоятельной цивилизации, но цивилизации, воплощавшей альтернативный Русский проект будущего мира. По результатам Русской Смуты ХХ века, Русский проект большевистская власть и пыталась подменить коммунизмом – вариантом Западного проекта, дабы придать ему национально-российский оттенок – впрочем, безуспешно. Борьбой с Западным проектом стало последовательное преодоление Россией ХХ века евро-фашизма в 1945-м, советского коммунизма в 1991-м и англосаксонского либерализма/либертарианства в XXI столетии. Это открывало России самый широкий выход за рамки античеловеческой эпохи к основам Русского проекта, что и вызвало немедленно взрыв самой оголтелой русофобии в элитах Великобритании, США и Европы.
С началом специальной военной операции России (СВО) на Украине, несовместимость Западного проекта с ценностным полем русской культуры становится все очевидней – не только для русского народа. Дело в том, что СВО вскрыла важнейшие особенности русской культуры, как системы ценностей. С одной стороны, эта культура является иммунной системой русского народа в защите его исторического бытия, его будущего и его субъектности. Как и всякий другой, русский народ существует, пока жива его культура и национальная идея, а именно, Русская идея, находящаяся в основе Русского проекта. С другой – Русская идея раскрыла колоссальный всечеловеческой потенциал русской культуры и Русского проекта, который, в глазах народов, исторически наделял Россию особым ценностным статусом, присущим как Российской империи, так, позднее, и СССР. Теперь это качество, яростно уничтожаемое в 1990-е годы «архитекторами либеральных реформ», постепенно возвращается в Россию, вместе с историко-культурными контурами Русской идеи. Это значит, что из всех возможных воплощений цивилизации интересов, чьим отражением и стал Западный проект, приоткрылся путь к воплощению цивилизации ценностей – к тому Новому уровню истории, на который возвращается сегодня историческая Россия.
Еще недавно сторонники цивилизации интересов внушали людям, что их культура, мировоззрение, духовные ценности и традиции – архаика, к которой неприлично относиться всерьез. На архаике можно заработать – и кто понимает ее как бизнес, так и делает. Но многого – как на нефти, металлах, продаже оружия или проституции, здесь не заработаешь. Поэтому занимаются этим те, кто не способен на большее. Сторонники Западного проекта, утвердившие деньги эквивалентом труда, а свободу эквивалентом денег, зубоскалили: «самое прибыльное занятие в культуре – аукцион Sotheby's!».
Но проходит время и оказывается, что внутри Западного проекта деньги и труд связаны мало или вообще никак, а главной ценностью являются не деньги, но Власть, понимаемая как высшая свобода. Власть и определяет, кому и сколько положено денег и свободы. Высшим выражением Власти в жесткой сетке Западного проекта является фашизм. Вооруженный цифровыми технологиями надзора и контроля, он подгребает мир в виде широко рекламируемой модели инклюзивного капитализма. Последняя являет конструкцию еще невиданного цифрового рабства, где обычные деньги сменяются на электронный, потом на цифровой социальный рейтинг индивида перед «хозяевами» и их Властью. В случаях несоответствия индивида требованиям «хозяев», система вводит ограничения, переводя его затем в статус отверженного, назначенного к утилизации.
На протяжении Нового времени, с его масс-мифами о будущем коммунизме и «обществе всеобщего благосостояния», это казалось невозможным. Но таков, в действительности, финал Западного проекта и его понятия демократии. Лишь в России демократию еще понимают в греческом смысле народовластия. На Западе это понятие к народам отношения уже не имеет. И дело не только в том, что само слово «народ», как ноуменальное, активно выводится из обращения. «Демократия, – учит Б. Франклин, – есть взаимная договоренность хорошо вооруженных джентльменов». То есть, демократия в этом смысле и есть фашизм, где «хорошо вооружённые джентльмены» являют высший властный «орден» – так называл свой «ближний круг» Гитлер. С каждым годом, на глазах народов планеты, это проявляется все отчётливей. А именно, что Западный проект есть проект рабовладельческий, созданный рабовладельцами и для рабовладельцев. И теперь он начинает сыпаться, напоминая тирана, «сидящего на штыках» и жаждущего подмять мир.
На этом тонком льду западные элиты вновь отваживаются презреть интересы народов и, в который раз, указанием хозяев, оказываются перед задачей заварить на этом льду кровавую бойню против России. Пользуя англосаксонский опыт развязывания Второй мировой, они вновь натравливают на Россию целое государство вооружённых ими же оголтелых нацистов. Такова цивилизация интересов и иной она быть не может. Не зря папа Иоанн Павел Второй назвал Западную цивилизацию «цивилизацией смерти». Каждый ее шаг теперь – приближение конца. Лицемерно прикрываясь христианской, а потом идейной этикой для масс, эта цивилизация морально целиком себя исчерпала, заблокировав, а затем полностью уничтожив в собственной культуре пути вертикального становления общества и человека.
Благодаря всему этому, имеет смысл новыми глазами всмотреться в базовые принципы цивилизации ценностей, которую на протяжении тысячелетия Западный проект пытался стереть с лица земли. Сегодня это противостояние, казавшееся характерной для элит Запада завистью к чужим просторам и ресурсам, обрело для них экзистенциальный смысл аннигиляции феномена России, Русской идеи и исторического Русского проекта, с полной элиминацией самой памяти о нем из исторического процесса.