911 подписчиков

Привязанность - незримый фундамент в жизни ребёнка

Привязанность – это эмоциональная связь между ребенком и опекающим его взрослым, которая формируется с первых дней жизни. Она необходима для нормального психологического и эмоционального развития личности.

Привязанность – это эмоциональная связь между ребенком и опекающим его взрослым, которая формируется с первых дней жизни.

Нарушение этой связи может оказывать далеко идущее негативное воздействие на развитие ребенка, особенно когда речь заходит о детях, переживших ранний опыт сиротства. Отсутствие постоянной фигуры для привязанности затрудняет процесс социализации и формирования доверия к окружающему мир.

Если у ребенка возникают нарушения в формировании этой связи (например, из-за отсутствия заботы родителей, насилия или ненадлежащего ухода), это может привести к серьезным последствиям.

Дети с нарушениями привязанности могут проявлять повышенную агрессивность, осторожность, отсутствие доверия к окружающим, трудности в установлении отношений с другими людьми и проблемы в общении. Они также могут испытывать чувство неуверенности, беспокойства, тревожности и нежелания быть близкими с кем-либо.

Исследования показывают, что такие дети могут испытывать:
Проблемы с саморегуляцией
Не понимать когда им холодно или жарко, что они голодны или испытывают жажду. Ребёнок может обливаться потом в закрытом помещении, но при этом не догадается, что можно снять верхнюю одежду, если ему об этом не скажут.

Трудности в обучении и физическое отставание
Нарушение привязанности имеет прямое влияние на когнитивное развитие ребёнка, лишенного заботы близкого человека. Мозг перенаправляет все ресурсы на первоочередную задачу — сохранение жизни, лишая гармоничного развития другие аспекты личности: интеллект, здоровье, психо-эмоциональную сферу.

Нарушения поведения
Нарушения привязанности в раннем детстве могут оказать существенное влияние на развитие личности и формирование поведенческих шаблонов у ребенка. Когда не уделяется достаточного внимания формированию здоровых взаимоотношений ребенка с близкими взрослыми из-за нарушений привязанности, это может привести к поведенческим реакциям, направленным на удовлетворение внутренних потребностей и компенсацию недостающего эмоционального опыта.

Например, дети с нарушениями привязанности могут проявлять поведение уклонения от близких контактов, агрессию, гиперактивность или сниженную саморегуляцию эмоций. Они также могут иметь трудности с адаптацией к новым ситуациям, проявлять недоверие к окружающим и затруднять установление качественных взаимоотношений.

Нарушения поведения могут быть попыткой ребенка справиться с негативными эмоциями, неопределенностью и стрессом, с которыми он сталкивается из-за отсутствия поддержки и комфортного эмоционального фона.

Сложности в построении близких отношений
Особую сложность представляют случаи с наличием расстройства реактивного привязанности (РРП), которое возникает как следствие серьезных отклонений в заботе об ребенке. Это может проявляться чрезмерным стремлением к контакту с незнакомцами или его упорным избеганием любой близости.

Взрослые, пережившие нарушения привязанности в детстве, могут столкнуться с рядом проблем в своей взрослой жизни, таких как трудности в установлении здоровых отношений с окружающими, проблемы в собственном родительстве, повышенная склонность к депрессии, тревожности, нарушениям самоидентификации и саморегуляции. Личность с историей нестабильной или отсутствующей привязанности часто сталкивается с проблемой самопонимания и самопринятия. Они могут иметь сложности с самооценкой – веру в свою способность успешно выполнять различные задачи. В числе последствий также, как правило, возникают следующие сложности.

Проблемы с близостью и доверием
Им тяжелее строить глубокие эмоциональные отношения из-за страха быть повторно отвергнутыми. Это может проявляться как в избегании близких отношений, так и чрезмерной нужде, практически зависимости, быть всегда «при ком-то», зачастую с нарушением границ и возникновением конфликтов.

Сложные общественные связи
Навыки общения также подвергаются испытанию: людям сложно устанавливать контакты, поддерживать друзей или успешно работать в коллективе.

Психическое здоровье
Наряду с вышеупомянутыми сложностями возможны различные психологические расстройства: тревожность, депрессии или посттравматический стрессовый расстройства (ПТСР).

Восстановить привязанность задача не из легких, особенно, если ребёнок перешагнул семилетный возраст. В замещающих семьях ее отсутствие, как правило, компенсируется восстановлением доверия и укреплением близких отношений. Постоянная забота, терпение, специальные занятия помогают детям преодолеть последствия нарушения привязанности и сгладить их влияние во взрослой жизни.

К счастью тип привязанности, который устанавливается в раннем детстве это не застывшая константа, на которую нельзя повлиять. Напротив, это меняющаяся в течение жизни характеристика. Ключевая точка этих изменений — позитивный эмоциональный опыт в новых отношениях.

К сожалению, детям, выросшим в социальных учреждениях компенсировать отсутствие привязанности крайне сложно. Именно поэтому они особенно нуждаются в постоянной психологической поддержке, консультациях, тренингах и выездных программах.


Хотя они не способны обеспечить ребёнка постоянной заботой близких людей или гарантировано вернуть ему доверие к миру, но могут ощутимо повлиять на его отношение к себе. Поменять его оценку собственных сил и возможностей. Улучшить его взаимоотношения с существующим окружением, а, главное, повлиять на его взрослую жизнь за стенами детского дома или интерната

Справка:
Основоположником теории привязанности, которая была сформулирована в 50-х гг прошлого века и продолжила активное развитие в наши дни,  является английский психоаналитик Джон Боулби.
Значительной популярности теории поспособствовала серия документальных фильмов режиссеров Джеймса и Джойса Робертсонов. В их числе Документальный фильм «"Джон". Теория привязанности». Фильм рассказывает о значении привязанности, влиянии разлуки на психофизиологическое развитие ребенка. Исследования, сделанные на основе этого фильма, подтвердили взаимосвязь присутствия близкого человека на последующую жизнь детей. В начале эксперимента никто и не предполагал, КАК разлука с матерью влияет на ребенка..... Родители помещают 17-месячного Джона на 9 дней в дом ребенка, на время, пока мама находилась в роддоме. Все эти девять дней Джойс Робертсон и видеооператор наблюдали за тем, что с ним происходило. Все 9 дней мальчика навещал отец.

СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ

Каждый год мы в фонде «Здесь и Сейчас» берём на себя особую миссию — мы привозим в Москву группы ребят из детских сиротских учреждений. Это не просто поездка, это шанс для каждого ребёнка увидеть мир за пределами привычных стен, расширить свой кругозор и обрести новые навыки.

Дети знакомятся с разными профессиями, проникаются личными историями разных людей, с которыми знакомятся в этой поездке, участвуют в развивающих тренингах и мастер-классах. А, главное, они формируют внутреннюю готовность к жизни за пределами учреждений и поиску себя в нашем мире.

Мы организуем новую выездную программу - «Весенние мастерские» для ребят разного возраста 12 лет-16 лет. Это 15 детей из четырех региональных социальных учреждений: Павлово, Нижний Новгород, Тужа и Киров. Чтобы осуществить эту программу, нам осталось собрать средства в размере 150 000 рублей.

Мы видим, как меняют детей такие поездки, сколько поддержки, мотивации и энергии они увозят с собой. Одна такая неделя способна в корне изменить жизнь ребёнка к лучшему.

Вместе мы можем открыть перед ними огромный мир возможностей – чтобы они поняли: жизнь полна красок и каждый из них достоин самого светлого будущего.

Поделитесь этой новостью! Давайте вместе подарим этим ребятам чуточку чуда 💖

Привязанность – это эмоциональная связь между ребенком и опекающим его взрослым, которая формируется с первых дней жизни.-2