Чем больше я наблюдаю за различными клубами БИ в России, тем большее недоумение вызывает определенная часть деятельности некоторых из них, не связанная напрямую с непосредственно заявленным «профилем» работы. В принципе, закономерно было бы ожидать от руководства таких школ нацеленности на обучение именно БИ, совершенствование квалификации инструкторского состава и т.д. Ведь достаточно логично, что все ресурсы должны быть ориентированы именно на это. Но так обстояло бы в идеале. Реалии сегодняшнего дня порой показывают совершенно иную картину.
Вместо того, чтобы уделять всё возможное внимание подготовке, развитию школы и самого себя в БИ, что в принципе требует очень серьезного подхода и кучу времени, часто можно увидеть, что люди занимаются буквально чем угодно, только не БИ. Они собираются на бесконечные чаепития, играют в футбол, лазертаг, ходят в походы, организуют какие-то театральные постановки, участвуют в конкурсах, выставках, организуют иные формы досуга, и, соответственно, плодят многочисленные тематические фотосессии и видеоролики о своей многовекторной деятельности.
Кто-то может сказать «а что в этом плохого»? Нет, сами по себе непрофильные занятия конечно интересны и увлекательны. С подачи инструкторов организуется своеобразный коллектив по интересам. Правда это тоже требует финансовых затрат, тратятся также время и другие ресурсы, что для современного взрослого человека в принципе роскошь. Конечно, помимо обучения и какими-то выездными мероприятиями можно не пренебрегать. По праздникам, юбилеям, другим серьезным поводам. Но это (в нормальных условиях) разовые и не такие уж частые акции. А вот когда процент непрофильной деятельности начинает превалировать над основными целями и задачами школы, то это уже тревожный звоночек. Конечно, взрослый состав школы БИ сложнее увлечь чем-то посторонним, у взрослых и на сами тренировки время не всегда находится. Но вот с детьми и подростками картина иная. Поэтому получается, что дети и подростки ходят не заниматься БИ, а под вывеской таких школ посещают условный детский сад, центр досуга или дом творчества. Ведь именно в это порой превращаются «школы БИ», которые подобным чрезмерно увлеченно занимаются. Особенно, если представителей перечисленных возрастных категорий в клубе большинство. Впрочем, если уж речь идет о детях, родители чаще всего только рады. Сдали чадо в такой детсад и там с ним чем-то занимаются. А чем – не так уж важно. Очень малый процент родителей интересуется тем, что вообще происходит в школе вроде бы БИ, где ребенок проводит кучу времени, и не докучает им при этом.
Увлечение непрофильной деятельностью нередко сопровождается существенным падением качества обучения, так как школа, по сути, утрачивает, или серьезно ослабляет свою базовую функцию – изучение БИ. Да, коллектив очень многим занимается совместно, всем интересно, круто, на это тратится куча времени и средств, однако, слишком часто это стало происходить в ущерб основной деятельности. А когда заходишь на Интернет-ресурсы таких школ, то под завалами бесконечного досуга иногда даже сложно отыскать, чему же на самом деле там должны учить. Айкидо, каратэ или чему-то еще. Ролики «со специализацией» и подавно не отыскать.
В какой-то мере данную тенденцию можно объяснить двумя вещами. Первое – стремление обеспечить увеличение численности занимающихся. Это одновременно и вопрос какого-никакого, но престижа школы, и, безусловно, вопрос финансовый. Неважно, что при этом транслируется в информационном поле и как это называется. Главное людям там нравится, лица довольные и на это идут. Это работает. Второе – причиной расширения непрофильной активности может выступать элементарная недостаточность квалификации инструкторского состава в самом прямом смысле. Инструктор может быть просто слабоват в качестве представителя школы БИ, понимать это, но, при этом, обладать неплохими организаторскими качествами, проводить кучу мероприятий, создавать громкие инфоповоды, чтобы обратить на себя внимание. Однако, при внимательном рассмотрении, оказывается, что всё это идёт мимо основной задачи – обучения БИ. Профанация, да и только.
Стоит отметить и еще один момент. Иногда сам тренировочный процесс, благодаря некоторым инструкторам, превращается в балаган. Например, дети большую часть тренировки бесятся, бегают, занимаются всем, чем хотят, кроме непосредственно тренировки. Бывает, что половину занятия дети играют в футбол или вышибалу, а часто и просто хаотично бегают, прыгают, выплескивая энергию и снося всё на своём пути. Дисциплина при этом естественно находится ниже плинтуса. И это поощряется инструктором при проведении занятий для детских, и даже взрослых групп. Ни одно из свойств, которые должны прививать традиционные БИ, таким образом, уж точно не прививается. Я, конечно, предвижу неизбежные возражения, мол, это же дети, им надо играть и беситься….. Да, отчасти это правда, но лишь в очень ограниченном контексте.
Даже игры в зале должны иметь прямое отношение к предмету изучения. Бардак и анархия просто недопустимы даже банально с точки зрения безопасности. Хотя и взрослые тоже бывают хороши. Ни встать, ни сесть нормально не способны, сидят, как хотят, а иногда и лежат на татами перед инструкторами, которые то ли не могут, то ли не хотят навести элементарный порядок. А может и сами эти инструкторы учились в похожей атмосфере, поэтому просто не обращают внимания, считая это нормой. А норма ли, скажите, в приличной школе, чтобы занимающиеся, вяло переваливаясь, как пингвины, бесцельно бродили по залу, творя какую-то дичь по собственному разумению? И я это не придумал, это всё личные наблюдения.
Прав был профессор Преображенский:
Как оптимально выглядит сбалансированное обучение в БИ? На самом деле это не так уж сложно. Когда я начинал заниматься каратэ в далеком уже 1989 году, вопросов о дисциплине не было в принципе. Пол и возраст не имел никакого значения. Если пришли заниматься БИ – занимайтесь. Хоть 5 лет тебе, хоть 65. Правила всегда были одинаковыми, а в их основе лежала дисциплина, уважение и понимание того, куда человек пришел. А что-то не по профилю, поездки, посиделки и так далее, были вещами штучными, когда действительно было время и повод. Всё же любая школа создавалась, чтобы учить людей БИ, а не для приятного и хорошего времяпрепровождения. Кто-то может сказать, что времена, мол, поменялись. Чушь полнейшая. Ни принципы, ни правила БИ, ни подход к обучению не претерпели на деле никаких изменений. Просто коньюнктурность некоторых клубов со временем превысила степень ответственности их руководства за собственный бренд, школу и продвижение БИ. Но пусть это остается на совести тех, кто подобным занимается.