Найти тему

Как формируется шаг вашего ребёнка? Всё ли верно? На что обращает внимание двигательный терапевт при диагностике

Оглавление

Становление навыка шага имеет 3 этапа формирования или зрелости шага. Каждый из этапов выглядит по разному, особенно на взгляд специалиста. И все они важны для здоровья опорно-двигательного аппарата и крепящихся к нему внутренних органов. Если самый первый "кривоват", то и последующие, как следующий этаж в доме, только усилят эту "кривизну, но ни как не исправят.

Исправлять нужно ту причину, которая не дала ребёнку реализовать качественный шаг уже на первом этапе.

🤓 В статье расскажу

  • СНАЧАЛА кратенько про этапы становления шага
  • ПОТОМ на что смотрит двигательный/физический терапевт, обладающий знаниями в области биомеханики и функциональной анатомии
  • ЗАТЕМ про логику КОРРЕКЦИИ при выявлении нарушений

Этапы становления шага

✅ Сначала идут 3 этапа СТАНОВЛЕНИЯ, которые реализуются с момента первого шага и примерно до 3х лет. Здесь идёт настройка всего организма и ног / стоп в частности умению качественно сопротивляться гравитации в горизонтальном положении. И ещё создавать при этом различные движения.

✅ Дальше уже начинаются этапы ФИКСАЦИИ наработанных положении и движений:

  • примерно до 5 лет фиксация идёт на уровне плотных связок, сухожилий и упрочнения нейронных связей в моторной коре головного мозга и мозжечке
  • дальше до 8 лет - это уже плотное закрепление в костных структурах через окостенение головок костей, входящих в суставы реализующие шаг

И окостеневают они в той форме, которая была предана ещё хрящу в возрасте до 3х лет. Поэтому менять / корректировать процессы после 8 лет - это очень сложная, нудная и кропотливая работа.

Качественная реализация всех этих этапов говорит о том:

  • что в теле и движениях ребёнка всё сформировалось замечательно
  • что дальнейшее развитие его опорно-двигательного аппарата и когнитивных функций, основанных на движении пойдёт хорошо
  • что такому ребёнку не грозят плоскостопие и сколиоз

Если замечаем здесь нарушения, то самое время подкорректировать пока не состоялась прочная фиксация не верных положений и двигательных стереотипов на уровне суставов и коры головного мозга.

Как известно уже, наверное каждому,

в шаге участвуют почти ВСЕ мышцы тела и ВСЕ суставы.

Если есть проблема в каком-то одном элементе, то это не даст нормально развиваться и функционировать другим, следующая закону цепных реакций в биомеханических системах.

-2

✅ Смотрим на стопы и как ребёнок пользуется ими:

  • близко-далеко друг от друга в стойке и в шаге
  • центрированы ли пяточные кости
  • куда "смотрят" и в каком положении пальцы
  • как совершает толчок от опоры заднеё стопой
  • что происходит со стопой при выносе ноги вперёд
  • есть ли или начинает ли формироваться перекат с пятки на носок при постановке передней стопы на опору
  • не "застревает" ли, не спотыкается ли стопа в шаге
  • есть ли симметрия все этого 👆

Смотри на таз и его динамику в шаге:

  • вышел ли из переднего наклона или так пока в нём и остался
  • на одном ли уровне относительно горизонта крылья подвздошных костей и головки бедренных костей
  • вертикальна ли межъягодичная складка
  • в каком положении находится крестец
  • на одном лти уровне подъягодичные складки
  • есть ли полноценная ротация полутаза и бедра за ним внутрь и наружу при шаге
  • есть ли свобода в тазу на полноценное отведение бедра кзади
  • что мешает реализации полной амплитуды движений в тазу
  • есть ли симметрия все этого 👆

Смотри на плечевой пояс и руки в шаге:

  • на одном ли уровне относительно линии горизонта находятся плечи
  • каково положение лопаток и плечевых суставов
  • расположение ключиц
  • куда "смотрят" большие пальцы рук
  • как двигается или не двигается плечевой пояс в шаге
  • не опережает ли грудь таз при продвижении тела вперёд
  • на каком расстоянии от тела находятся руки в шаге
  • какие движения совершают руки во время шага
  • может ли и как может ребёнок удерживать предметы при шагании
  • есть ли симметрия все этого 👆

✅ Так же смотрим на голову

и ей движения, двигательные возможности и симметричность амплитуд.

✅ Проводим провокативные тесты

на дестабилизацию положения для того, что бы посмотреть:

  • как двигательная структура ребёнка справляется с нарушением стабильности
  • какими мышцами и мышечными цепями ребёнок стабилизирует тело и конечности

😯 Что делать если есть нарушения
или несимметричности?

  1. Заметить и определить что именно реализуется не так, какие мышечные, фасциальные, костные структуры в этом участвуют.
  2. Искать в теле причину, которая мешает этим структурам работать нормально.
  3. Понять на каком этапе р на первом году развития эта структура включалась в работу и в каком навыке.
  4. Снять с помощью,например, остеопатии ущемления или смещения тканей, восстановив свободу тканей для возможности реализации движения.
  5. Вернуться к тому навыку, в котором формировалась / развивалась нарушенная структура и с помощью какой-либо методики двигательной терапии создать верно это движение / переобучить мозг.
    Например, это движение толчка большим пальцем ноги при ползании по-пластунски. Значит берём полуторагодовалого ребёнка и выполняем специальные двигательные стимуляции на переобучение ползания по-пластунски.

Но, как правило "вылезает" не один, а цепочка из таких двигательных нарушений, наслоенных друг на друга. Поэтому и стимуляции / упражнений на переобучение для каждого ребёнка бывает несколько.

❓Часто родители спрашивают про роль массажа
в данном реабилитационном процессе

Детский медицинский или общеукрепляющий массаж

всего этого👆, необходимого для формирования и при необходимости коррекции шага сделать НЕ может.
У него совершенно другие цели и сферы воздействия на организм.
Невозможно статическим разминание переобучить мозг создавать двигательную функцию.

Здесь даже существует ОПАСНОСТЬ.
Старательный массажист, но знакомый с двигательным онтогенезом и биомеханикой по-наслышке (а эти дисциплины не входят в курс обучения массажистов), может вызвать гиперстимуляцию проприоцептивной системы, что в свою очередь:
- простимулирует включение тонических реакций (вызовет тонус)
- закрепит имеющуюся дисфункцию шага ещё сильнее

Фасциальный массаж можно, но не обязательно

использовать для снятия фиксаций тканей на уровне фасций, хрящей и костей.
Но остеопатия эффективнее, мягче и быстрее.

Функциональный детский массаж

больше используется на этапе первичного формирования двигательной функции, а не в ходе переобучения. Т.е, когда ребёнок только освавалл ползание по-пластунски в 4,5 - 6 месяцев, тогда функциональный массаж имел значительно больше.

Родительский поглаживающий и обдавливающий массаж

можно и благоприятно использовать всегда. Нужно только чуть-чуть ему подучиться и он всегда в Ваших руках в моменты игры и хорошего настроения Вашего ребёнка.

Статья уже получилась длинная.
И не каждый родитель "долетит" своей мыслью до её конца, поэтому давать здесь одну важную полезность уже не буду и завершу на этом.
А полезность в другой статье.

Надеюсь было интересно, понятно и полезно?
Тогда с вас ЛАЙК 👍

✍️ Скоро напишу отдельно:

  • про то как момочь ребёнку укрепить шаг, если нарушений нет
  • про работу со СТОПОЙ ребёнка простыми способами, доступными каждому родителю

ГОЛОСОВАНИЕ в комментариях: пишите "СТОПА" или "ШАГ"
- выйдет первой статья, набравшая большее количество голосов

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ 👇 чтобы не пропустить

ЗАХОДИТЕ в гости на мой 👉 САЙТ 👈

-3