Становление навыка шага имеет 3 этапа формирования или зрелости шага. Каждый из этапов выглядит по разному, особенно на взгляд специалиста. И все они важны для здоровья опорно-двигательного аппарата и крепящихся к нему внутренних органов. Если самый первый "кривоват", то и последующие, как следующий этаж в доме, только усилят эту "кривизну, но ни как не исправят.
Исправлять нужно ту причину, которая не дала ребёнку реализовать качественный шаг уже на первом этапе.
🤓 В статье расскажу
- СНАЧАЛА кратенько про этапы становления шага
- ПОТОМ на что смотрит двигательный/физический терапевт, обладающий знаниями в области биомеханики и функциональной анатомии
- ЗАТЕМ про логику КОРРЕКЦИИ при выявлении нарушений
Этапы становления шага
✅ Сначала идут 3 этапа СТАНОВЛЕНИЯ, которые реализуются с момента первого шага и примерно до 3х лет. Здесь идёт настройка всего организма и ног / стоп в частности умению качественно сопротивляться гравитации в горизонтальном положении. И ещё создавать при этом различные движения.
✅ Дальше уже начинаются этапы ФИКСАЦИИ наработанных положении и движений:
- примерно до 5 лет фиксация идёт на уровне плотных связок, сухожилий и упрочнения нейронных связей в моторной коре головного мозга и мозжечке
- дальше до 8 лет - это уже плотное закрепление в костных структурах через окостенение головок костей, входящих в суставы реализующие шаг
И окостеневают они в той форме, которая была предана ещё хрящу в возрасте до 3х лет. Поэтому менять / корректировать процессы после 8 лет - это очень сложная, нудная и кропотливая работа.
Качественная реализация всех этих этапов говорит о том:
- что в теле и движениях ребёнка всё сформировалось замечательно
- что дальнейшее развитие его опорно-двигательного аппарата и когнитивных функций, основанных на движении пойдёт хорошо
- что такому ребёнку не грозят плоскостопие и сколиоз
Если замечаем здесь нарушения, то самое время подкорректировать пока не состоялась прочная фиксация не верных положений и двигательных стереотипов на уровне суставов и коры головного мозга.
Как известно уже, наверное каждому,
в шаге участвуют почти ВСЕ мышцы тела и ВСЕ суставы.
Если есть проблема в каком-то одном элементе, то это не даст нормально развиваться и функционировать другим, следующая закону цепных реакций в биомеханических системах.
✅ Смотрим на стопы и как ребёнок пользуется ими:
- близко-далеко друг от друга в стойке и в шаге
- центрированы ли пяточные кости
- куда "смотрят" и в каком положении пальцы
- как совершает толчок от опоры заднеё стопой
- что происходит со стопой при выносе ноги вперёд
- есть ли или начинает ли формироваться перекат с пятки на носок при постановке передней стопы на опору
- не "застревает" ли, не спотыкается ли стопа в шаге
- есть ли симметрия все этого 👆
✅ Смотри на таз и его динамику в шаге:
- вышел ли из переднего наклона или так пока в нём и остался
- на одном ли уровне относительно горизонта крылья подвздошных костей и головки бедренных костей
- вертикальна ли межъягодичная складка
- в каком положении находится крестец
- на одном лти уровне подъягодичные складки
- есть ли полноценная ротация полутаза и бедра за ним внутрь и наружу при шаге
- есть ли свобода в тазу на полноценное отведение бедра кзади
- что мешает реализации полной амплитуды движений в тазу
- есть ли симметрия все этого 👆
✅ Смотри на плечевой пояс и руки в шаге:
- на одном ли уровне относительно линии горизонта находятся плечи
- каково положение лопаток и плечевых суставов
- расположение ключиц
- куда "смотрят" большие пальцы рук
- как двигается или не двигается плечевой пояс в шаге
- не опережает ли грудь таз при продвижении тела вперёд
- на каком расстоянии от тела находятся руки в шаге
- какие движения совершают руки во время шага
- может ли и как может ребёнок удерживать предметы при шагании
- есть ли симметрия все этого 👆
✅ Так же смотрим на голову
и ей движения, двигательные возможности и симметричность амплитуд.
✅ Проводим провокативные тесты
на дестабилизацию положения для того, что бы посмотреть:
- как двигательная структура ребёнка справляется с нарушением стабильности
- какими мышцами и мышечными цепями ребёнок стабилизирует тело и конечности
😯 Что делать если есть нарушения
или несимметричности?
- Заметить и определить что именно реализуется не так, какие мышечные, фасциальные, костные структуры в этом участвуют.
- Искать в теле причину, которая мешает этим структурам работать нормально.
- Понять на каком этапе р на первом году развития эта структура включалась в работу и в каком навыке.
- Снять с помощью,например, остеопатии ущемления или смещения тканей, восстановив свободу тканей для возможности реализации движения.
- Вернуться к тому навыку, в котором формировалась / развивалась нарушенная структура и с помощью какой-либо методики двигательной терапии создать верно это движение / переобучить мозг.
Например, это движение толчка большим пальцем ноги при ползании по-пластунски. Значит берём полуторагодовалого ребёнка и выполняем специальные двигательные стимуляции на переобучение ползания по-пластунски.
Но, как правило "вылезает" не один, а цепочка из таких двигательных нарушений, наслоенных друг на друга. Поэтому и стимуляции / упражнений на переобучение для каждого ребёнка бывает несколько.
❓Часто родители спрашивают про роль массажа
в данном реабилитационном процессе
Детский медицинский или общеукрепляющий массаж
всего этого👆, необходимого для формирования и при необходимости коррекции шага сделать НЕ может.
У него совершенно другие цели и сферы воздействия на организм.
Невозможно статическим разминание переобучить мозг создавать двигательную функцию.
Здесь даже существует ОПАСНОСТЬ.
Старательный массажист, но знакомый с двигательным онтогенезом и биомеханикой по-наслышке (а эти дисциплины не входят в курс обучения массажистов), может вызвать гиперстимуляцию проприоцептивной системы, что в свою очередь:
- простимулирует включение тонических реакций (вызовет тонус)
- закрепит имеющуюся дисфункцию шага ещё сильнее
Фасциальный массаж можно, но не обязательно
использовать для снятия фиксаций тканей на уровне фасций, хрящей и костей.
Но остеопатия эффективнее, мягче и быстрее.
Функциональный детский массаж
больше используется на этапе первичного формирования двигательной функции, а не в ходе переобучения. Т.е, когда ребёнок только освавалл ползание по-пластунски в 4,5 - 6 месяцев, тогда функциональный массаж имел значительно больше.
Родительский поглаживающий и обдавливающий массаж
можно и благоприятно использовать всегда. Нужно только чуть-чуть ему подучиться и он всегда в Ваших руках в моменты игры и хорошего настроения Вашего ребёнка.
Статья уже получилась длинная.
И не каждый родитель "долетит" своей мыслью до её конца, поэтому давать здесь одну важную полезность уже не буду и завершу на этом.
А полезность в другой статье.
Надеюсь было интересно, понятно и полезно?
Тогда с вас ЛАЙК 👍
✍️ Скоро напишу отдельно:
- про то как момочь ребёнку укрепить шаг, если нарушений нет
- про работу со СТОПОЙ ребёнка простыми способами, доступными каждому родителю
ГОЛОСОВАНИЕ в комментариях: пишите "СТОПА" или "ШАГ"
- выйдет первой статья, набравшая большее количество голосов
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ 👇 чтобы не пропустить
ЗАХОДИТЕ в гости на мой 👉 САЙТ 👈