Найти тему
ТелеНеделя звёзды

Александра Ревенко: я еще не знакома с кризисами

Александра Ревенко сыграла не так много ролей в кино, известность пришла после участия в громких проектах «Лето», «Звоните ДиКаприо!» и «Содержанки». Но большую часть своей творческой карьеры она посвящает театру. О работе с японским режиссером Мотои Миура, друзьях, своем наставнике Кирилле Серебренникове, увлечении рисованием, новом члене семьи и о том, как полюбить себя, актриса рассказала «ТН».

— В Театре Наций состоялась премьера спектакля «Друзья» японского режиссера Мотои Миура. Вы сыграли роль старшей сестры в этом спектакле. В чем особенность этой работы для вас?

— Я очень рада, что участвую в таком интересном международном проекте, где мы стали настоящей командой. Было ощущение, что все вернулись в студенческие годы и учатся на одном курсе, — это большое счастье творить среди единомышленников.

— Спектакль поставил японский режиссер, а в чем отличие его работы с актерами от наших режиссеров? Какой новый опыт вы получили?

— Я считаю, что искусство и талант — это интернациональное понятие, все люди искусства говорят на одном общем языке.

— Что для вас стало самым сложным в этой работе?

— Поиск языка абсурда, который мы долго все вместе искали, очень много пробовали, чтобы высечь, как из камня, ту формулу, что есть у нас сейчас. Как донести абсурд в пьесе, и так, чтобы не запутать окончательно зрителя и не запутаться самим. Это самое сложное, что-то начинать с нуля, когда ты совершенно не знаешь, как преподнести эту пьесу.

сцена из спектакля "Друзья"

— Расскажите про свою роль.

— Я играю старшую дочь, она хочет убежать из семьи, и уже не с первым молодым человеком. Как можно понять из действия, эта семья пришла не только к данному герою, историю которого мы видим в постановке, а что были еще люди до, и будут после. Наверное, с каждой такой квартирой и таким хозяином внутри нее умирает ее я, ее воля, и она все больше становится подчиненной своей семье и уже сама не знает, где она настоящая, а где та старшая дочь, что стала членом их семьи, где царят совершенно другие законы.

— Мотои Миура говорит: «Наш спектакль о том, как быстро современное общество может лишить человека собственной идентичности, убить в нем веру в себя». А у вас есть подобный негативный опыт взаимодействия с современным обществом?

— У меня нет такого опыта. Как не было и так называемых друзей, которые входят без стука и силой отбирают силы и эмоции. Меня окружают поддерживающие друзья.

— Вообще о дружбе и друзьях говорят, вспоминая подростковый возраст, у вас он каким был?

— В компаниях, в театре, только детском. А потом мы как-то из детской дружбы перекочевали в студенческую, и есть друзья, что остались с тех лет.

— А есть ли дружба между артистами? Потому что есть мнение, что из-за актерской ревности и конкуренции искренняя дружба между артистами невозможна.

— Я считаю, что есть. Когда команда выпускает спектакль, все в каком-то роде друзья. Друзья, объединенные одной творческой задачей, заряженные желанием создавать прекрасное.

— В жизни вы богаты друзьями?

— Мне кажется, что у человека не должно быть много друзей. Несколько человек в друзьях — это абсолютно нормально. В дружбу надо вкладываться, отдавать и принимать. Для качественной дружбы нужны сила, энергия. Друзей не может быть много, если всех называть друзьями, это уже какая- то утопия.

— Студенческие годы вспоминаете с радостью?

— Да. У нас был очень дружный курс. Мы учились вместе, отдыхали, работали. До сих пор поддерживаем дружеские отношения.

— Вам тогда удавалось находить баланс между учебой, дружбой и любовью?

— Мне кажется, все было как-то смешано, как это присуще определенному возрасту. В студенческие годы я как-то не отделяла себя от нашей студенческой группы, процесс самоидентификации и сепарации случился позже.

— Что дала вам Школа-студия МХАТ? Что вы думаете об актерском образовании? Может, при наличии таланта можно обойтись и без театрального вуза?

— Конечно, образование нужно. Может быть, кому-то и можно обойтись, но я понимаю, что для меня это важный этап и необходимая часть в моей карьере. Я до сих пор продолжаю учиться. И как раз с началом репетиций спектакля «Друзья» я обратилась к Станиславскому, переслушала серию лекций Анатолия Смелянского, который во время моей учебы был ректором МХАТ и на первом курсе вел историю Школы-студии. Важно обращаться к таким базовым вещам, например, как система Станиславского, потому что с опытом в «системе» можно увидеть намного больше, чем в студенчестве. Главное — правильно ее прочитать, потому что (тоже узнала из лекций), когда издавался труд Станиславского, многое было скорректировано, чтобы пройти советскую цензуру. Поэтому, читая, нужно учитывать специфику времени и понимать, что некоторые слова и понятия могли быть заменены.

— Вашим мастером был Кирилл Серебренников. Был ли у него какой-то особый метод преподавания? Какой главный урок преподал вам ваш учитель?

— У нас было очень разнообразное обучение, много времени уделяли танцам, ритму, музыке. Хотя это то же, о чем писал Станиславский, — владение своим телом, голосом. Даже в начале века первые студийцы занимались йогой, и у нас были занятия йогой. Мне кажется, наше обучение было в классических традициях Школы-студии. А главный урок — это то, что мы все художники, не просто артисты, которые выполняют волю режиссера, что мы такие же творцы.

-2

сцена из спектакля "Госпожа Бовари"

— Вы сомневались когда-нибудь, что актерская профессия — это ваше призвание?

— Наверное, курсе на втором, ведь, как известно, на первом курсе все считают себя гениальными артистами, мастерами актерского мастерства. А потом первая волна сходит. Этот момент перехода был для меня больше всего наполнен сомнениями, многое не получалось. Этот период длился всего нескольких месяцев, а потом я вспомнила, насколько люблю свое дело. Как сейчас мне кажется, это было в какой-то мере актерское кокетство: «я не могу», «мне тяжело…» А на самом деле, я как в 12 лет захотела стать актрисой, так ни разу и не думала отказываться от профессии.

— С Театром Наций у вас давняя любовь, почему выбрали именно этот театр?

— Это моя вторая работе в Театре Наций, первую — «Госпожа Бовари» мы выпустили в июне. Туда меня пригласил режиссер Андрей Прикотенко, и потом я была очень рада, когда меня позвали на кастинг спектакля «Друзей», который я прошла. Мне очень нравится Театр Наций, подход художественного руководителя Евгения Миронова, само устройство театра. Все люди, которые здесь работают, профессионалы своего дела, отдающие душу работе. Приходя в театр, я по-настоящему чувствую, что все люди, начиная от охранников и тех, кто работает в гардеробе, очень любят театр, и все работают на одно большое и важное дело. Это ощущение любви, поддержки дает возможность создавать искусство.

— Много раз приходилось слышать от артистов про терапевтический эффект сцены. У вас бывало такое, что сцена вас излечивала?

— То, что на сцене температура спадает, это правда. Но это все было до ковидных времен, мне кажется, что после них общая тенденция изменилась и давно не помню, чтобы кто-то простуженным выходил на сцену. Сейчас за этим более строго следят, все стали более внимательными к здоровью — и своему, и окружающих.

— Для вас сейчас театр в приоритете?

— Да, в нем я вижу больше для себя развития и больше интересной работы.

— А как отдыхаете? После трудных съемок, репетиций, чем заполняете паузы?

— Выезжаю на природу. Люблю прогулки. Мне кажется, что выход на большое пространство всегда заряжает. Чистый воздух, открытое небо.

— Может, есть еще какие-то увлечения? Вы два года назад победили в «Танцах со звездами». Сейчас танцы есть в вашей жизни?

— Танцев нет. Мне кажется, что я натанцевалась на две жизни вперед. Уже практически год я хожу на цигун, кстати, это одно их тех мест, где я заряжаюсь энергией, и этот час занятий дает очень много сил, как будто появилось дополнительное время, чтобы выспаться. А еще я начала рисовать, все никак не допишу вторую картину, хожу в студию, где занимаюсь с преподавателем.

— В какой технике рисуете?

— Акрилом рисую, в какой технике, даже не знаю. Просто выбираю, что мне нравится. Первую картину я перерисовала, для второй придумала композицию из головы. Мне нравится увлекаться чем-то, хоть потом это и проходит, но новые увлечения всегда вдохновляют. Я люблю все виды искусства, люблю что-то создавать самой.

— Саша, имея родителей — психиатра и психолога, вы, наверное, и сами освоили эту науку. Можете без посторонней помощи улучшить свою жизнь, успокоиться, обладаете этими знаниями?

— Есть ощущение, что уже обладаю. Потому что какое-то время я уже не занимаюсь с психологом, и пока как-то и не хочется, чувствую, что могу сама разбираться с текущими проблемами.

— Что-то в вашей сбалансированной жизни способно вас вывести из равновесия?

— Конечно, это же жизнь, этим она и прекрасна.

— Как вы справляетесь со стрессовыми ситуациями, кризисами? Вам вообще знакомо понятие кризиса?

— Мне кажется, что на самом деле я еще не знакома с кризисами. Я начинаю нервничать, когда заканчивается какая-то работа и впереди нет новых репетиций, к примеру. Может быть, для меня это и есть микрокризис, когда ты понимаешь, что вот сейчас ничего нового нет и надо что-то придумывать, пойти рисовать или что-то в таком духе. Мне важно все время погружаться во что-то новое, изучать и узнавать.

-3

— Насколько вы человек планирования?

— Я совсем не люблю планировать. У меня творческий подход к жизни — на все должно быть вдохновение.

— Что бы вы порекомендовали девушкам, которым сложно полюбить себя и свое отражение в зеркале? Хотелось ли вам самой когда-либо что-то в себе изменить?

— Самое простое и действенное, что я сама часто делаю, — это просто посмотреть на себя в зеркало, улыбнуться своему отражению и сказать: «Какая же ты красивая и классная». Еще есть одно интересное упражнение, которое периодически мне помогает. Нужно разделить лист на две части, и в одной написать, что вы делаете для своих близких, а потом напротив каждого пункта поставить + или – в зависимости от того, делаете ли вы что-то из этого списка для себя. Иногда просто не хватает заботы от самих же себя и такие простые вещи, как сделать себе чай или погладить себя по голове, могут очень поддержать в трудную минуту. По поводу изменений в себе, мне всегда хочется меняться внутренне. Становиться смелее, внимательнее, расти духовно.

— Почему ваше поколение не торопится связывать себя узами брака? Молодые люди не верят в институт семьи? Или не за кого выходить замуж?

— Мне кажется это естественно, так как времена изменились и многие вещи, которые раньше были порицаемые, сейчас не вызывают осуждения. К примеру, молодые пары могут спокойно жить вместе до брака. Конечно, я верю в институт семьи и очень серьезно и осознанно отношусь к этому вопросу.

— Готовы ли вы в будущем ради семьи сделать паузу в карьере?

— Мне не хочется ни о чем загадывать заранее. Ну уж если фантазировать, то не вижу никаких проблем в том, чтобы сделать такую паузу, если будет возможность не работать.

— Какие моменты в жизни вас вдохновляли и радовали в последнее время?

— Совсем недавно я стала хозяйкой кошки Аси. К сожалению, так сложилось, что она осталась без хозяев, и моя коллега из театра искала для животного новый дом. Теперь мы живем вместе, и это такая радость, когда рядом с тобой мурчит прекрасное создание.

фото: Ира Полярная