О том в какие игры чаще всего и почему играют приемные дети с нами поделилась Дарья КАЗАКОВА, детский психолог Помогающего центра, игровой терапевт, член Ассоциации игровых терапевтов, мама троих детей.
Через игру и создание историй, дети могут отображать как реальные события, так и значимые моменты из их прошлого. Это предоставляет им возможность безопасно и осмысленно излагать свои чувства, используя образы и знаки вместо прямого выражения эмоций или взаимодействия с реальными объектами этих эмоций.
Образы и сюжеты, возникающие в детской игре, как зеркало отражают внутренний мир ребенка. Присматриваясь к игровым действиям, можно прочесть, что тревожит малыша или о каких потребностях он сигнализирует. В работе с приемными детьми нередко встречаются типичные игры, которые раскрывают особенности их психологического состояния.
Игра же дает возможность детям выразить себя и до известной степени обрести контроль над собственной жизнью. Поскольку игровые встречи происходят еженедельно в одно и то же время, то это постоянство также снижает напряжение и тревогу и помогает формировать уверенность в завтрашнем дне.
Прятки
Игра в прятки, пожалуй, самая популярная игра, которую не обходит ни один ребенок. Уже в первые месяцы жизни младенца, мама играет с ним в «Ку-Ку», ранний аналог пряток. «Ку-Ку» – это первая социальная игра, появляющаяся в жизни малыша. И призвана она показать малышу, что даже если он не видит маму, то мама продолжает существовать; что даже если малыша не видно, он есть на этой земле. Для детей, которые уже столкнулись (по разным причинам) с потерей родителей, необходимо постоянное подтверждение важности их присутствия в этом мире. Часто уже подросшие дети дошкольного и младшего школьного возраста в эту игру играют, как годовалые. Их задача не спрятаться получше, а чтобы их нашли. Они просят искать долго-долго и нуждаются в искренней радости взрослого в момент обнаружения: «Ах, вот ты где! Вот Сережа! Ты здесь! Я так рад!» Это позволяет детям понять, что они существуют, «Я есть», что им рады и они нужны. Ребенок, которому рады, чувствует себя увереннее и начинает себя ценить.
Игра в младенца
Следующая по популярности игра – игра в младенца.
Дети просят завернуть их в плед, уютно устроить в кресле-мешке, пьют из бутылочки с соской или сосут пустышку, могут перестать использовать слова и начать гулить, как малыши. Эта игра также не имеет возрастных границ, в нее могут играть и дети двух-трех лет, и подростки. Когда ребенок с неблагополучным стартом берет роль малыша, это позволяет «добрать» то, чего ему не хватило в младенчестве. Многие из детей были лишены чуткой заботы взрослых, их потребности игнорировались или удовлетворялись недостаточно и хаотично. Игра в младенца позволяет им прожить другой сценарий и получить положительный опыт взаимоотношений со взрослым в раннем возрасте, что помогает восстановлению базового доверия ребенка к миру и окружающим взрослым.
Я родился
Игра «Я родился» очень похожа на предыдущую. Ребенок может использовать игровой туннель, одеяло или «Яйцо Совы», часто дети берут роли животных, которые «вылупились» или «родились» у мамы. Как и в предыдущей игре, здесь ребенок получает другой, положительный опыт рождения, когда его ждут и рады его появлению на свет. Если ребенок приглашает маму в игру, то это еще способ «родиться» (хоть и понарошку) именно у этой мамы, возможность и для мамы, и для ребенка прожить те моменты, которые не случились в жизни.
Игра в домик
Я думаю, вы не раз замечали, как дети любят разные домики: игровые домики на детских площадках, домики-палатки, самодельные домики под столом или домики из стульев или диванных подушек. Дом всегда был продолжением человека, его дополнительной оболочкой, рождающей чувство покоя и защищенности. Дом – это то, что дает почву под ногами, надежная гавань в жизненном океане, источник силы и уверенности. Для детей, которые теряли родной дом, семью, были вынуждены постоянно менять учреждения, самодельный домик – убежище, где он может уединиться, создать свой собственный мир, почувствовать себя в безопасности, ощутить свои границы и научиться быть собой.
Хаотичная игра
Нередко, особенно в начале процесса терапии, ребенок как будто и вовсе не играет в комнате. Все, что он делает, это вываливает из ящиков игрушки, разбрасывает пластиковые шарики, выкидывает с полок фигурки, рассыпает песок и разливает воду, или хватает одну игрушку и начинает с ней играть, а через несколько секунд или минуту увлекается другой.
Такую игру я называю хаотичной, потому что обычно она свидетельствует о хаосе во внутреннем мире ребенка, в его мыслях, в его чувствах. У любого ребенка может возникнуть ощущение, что он не в силах как-то повлиять на происходящее с ним, но у ребенка в сиротском учреждении возможностей для контроля своей жизни еще меньше. Ты ешь, когда положено, а не тогда, когда чувствуешь голод; ты спишь, когда отбой, а не тогда, когда устал. Ты ничего не решаешь: ни что есть на завтрак, ни с каким портфелем пойти в школу. Ты вынужден опираться на взрослых, но ты им не доверяешь. Это мешает понять «кто я?» и «чего я хочу?». Задача терапевта с помощью эмпатического принятия и установления ограничений помочь ребенку прислушаться к себе, вынести свои чувства на поверхность сознания, понять и прожить их. Игра же дает возможность детям выразить себя и до известной степени обрести контроль над собственной жизнью. Поскольку игровые встречи происходят еженедельно в одно и то же время, то это постоянство также снижает напряжение и тревогу и помогает формировать уверенность в завтрашнем дне.
И в заключение хочу сказать, что у каждой игры есть множество слоев и смыслов. Игра – это наша дверь в секретный мир детей. Хотите лучше узнать ребенка – играйте с ним и наблюдайте за его игрой.
Использованные источники:
1. Богина Е.В. Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры. Методическое пособие. Изд-во Флинта, 2019
2.Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. Л.Р. Мошинской. Международная педагогическая академия, 1994 г.
3. Новые направления в игровой терапии. Проблемы, процесс и особые популяции. Под редакцией Гарри Л. Лэндрета. Изд-во Когнито-Центр, 2007
Осорина М. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых. Изд-во Питер, 2016
ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ
Быть в курсе событий фонда