Найти в Дзене

ОРЛОВСКОЕ ГНЕЗДО

Едва только я задумала писать о Добрянке , теплая волна воспоминаний нахлынула и накрыла меня с головой . Первый раз я приехала туда , когда мне было шесть лет . Это был год , когда умер отец . Тогда же средняя бабушкина дочь Милочка вышла замуж , и мы поехали смотреть Зятя . Помнится , что мама долго поминала , как я ее "опозорила" - увидев накрытый стол , восхищенно прошептала : "Колбаса ..." Для нас с младшей маминой сестрой , которая была немногим старше меня, это было Путешествие . Сохранилась фотография , где мы запечатлены вместе ,бабуся с ее сестрой , три сестры Девятковы и я . Северная столица Урала была хороша своей стариной в те далекие годы : купеческих особняков еще было множество , полноводная Кама и речной вокзал , длинная набережная - все это поражало меня новизной ощущений . Тогда же зародилась и любовь к моим тетушке и дядюшке , которые

Едва только я задумала писать о Добрянке , теплая волна воспоминаний нахлынула и накрыла меня с головой .

Первый раз я приехала туда , когда мне было шесть лет . Это был год , когда умер отец . Тогда же средняя бабушкина дочь Милочка вышла замуж , и мы поехали смотреть Зятя . Помнится , что мама долго поминала , как я ее "опозорила" - увидев накрытый стол , восхищенно прошептала : "Колбаса ..." Для нас с младшей маминой сестрой , которая была немногим старше меня, это было Путешествие . Сохранилась фотография , где мы запечатлены вместе ,бабуся с ее сестрой , три сестры Девятковы и я .

Северная столица Урала была хороша своей стариной в те далекие годы : купеческих особняков еще было множество , полноводная Кама и речной вокзал , длинная набережная - все это поражало меня новизной ощущений . Тогда же зародилась и любовь к моим тетушке и дядюшке , которые были молоды и красивы ,веселы . Тетушка давала безусловную любовь , а дядюшка стал по сути моим главным наставником -по нему я сверяла свою жизнь . Обычно в этой роли выступают отцы , но я своего потеряла рано , хотя и успела унаследовать от него любовь к мотоциклам .

В следующий раз мы проделали этот путь до уральской столицы на пароходе . Был еще в те времена такой пассажирский транспорт . Именно пароход , а не теплоход . Шлепанье лопастей по воде создает свою музыку вместе с запахом реки . По - особому пахнут и пристани , похожие друг на друга как близнецы . И город Сарапул , где мама обязательно покупала бумажный кулек с треугольными пирожками с мясом , ну , очень вкусные ! Обедали мы в ресторане , видимо , это было по карману даже моей маме , имеющей на тот момент трех иждивенцев . Я обожала эти обеденные часы . За стеклянными стенами ресторана неторопливо проплывали живописные берега , встречные пароходы приветственно гудели на разные голоса .

А посещение капитанской рубки - это был верх моего восторга , мне великодушно разрешали подержаться за штурвал и даже погудеть какому - нибудь буксиришке . Возможно , это была дань ритуалу для пассажиров , а, может , моей молодой и красивой маме .

Погостив в Перми , мы продолжаем свой путь уже на Ракете - скоростное пассажирское судно - до Добрянки , где живут две бабушкины сестры - Елена и Зинаида . Дом стоит того , чтобы рассказать о нем . Построил его дядя Миша Орлов , муж старшей сестры Елены еще в 1932 году . Дом был большой двухэтажный , с расчетом , чтобы хватило всем : а было у них три дочери - Зоя , Агния , Роза и сын Авив , в восемнадцать лет ушедший на Отечественную войну и погибший в первый же месяц . Крыша объединяла жилье и бывшую конюшню . Подворье , мощеное камнем , насчитывало метров 60 , а , может , и больше . Хозяином подворья был Дружок , большой пес трудноопределимой породы , больше похожий на восточно - европейскую овчарку . Был он первым другом дяди Миши в его походах по лесам , и очень обижался , если хозяин уходил в лес без него . Забирался в конуру и жалостно плакал .

Дядя Миша был хозяином и командиром всего этого родового гнезда , и мастером этого большого дома . Он был охотник и строитель , корабел (он построил катер, на котором ходил по Каме) , играл на скрипке , изготовленной им самим . Имея крутой характер , он умел делать все , что в жизни могло пригодиться , чтобы быть истинным хозяином своей жизни , не зависимым ни от кого и ни от чего .

Он из большой рабочей семьи , старший из девяти детей , не считая всех 22-х , большинство из которых не дожили до года . И невестой его оказалась девушка из семьи , образованного человека , служащего в заводоуправлении , знающего два иностранных языка - немецкий и французский . Ей тогда было шестнадцать лет , но оставаться с неласковой мачехой было несладко , пришлось год прибавить , чтобы их обвенчали (три года назад сестры остались сиротами , мать умерла в возрасте 37 лет,младшей Серафиме ,моей бабушке , было 7 лет ). "Баская девка с долгой косой" - так звали ее заводские - стала женой а , скоро и матерью четырех детей . С образованием повезло лишь Зинаиде , она вышла за царского офицера и закончила Бесстужевские курсы , что позволило ей впоследствии , когда она осталась вдовой с мальчишками - близнецами , найти работу в психиатрической клинике .

А дядя Миша стал первым коммунистом в Добрянке и , наверное , первым , кого из партии исключили за его крутой нрав и собственное мнение , которое он всегда отстаивал . В 31 - 32 годах он построил дом на самой высокой точке Добрянки , откуда был виден весь городок (статус города поселок получил в 1943 году) , который растянулся по обе стороны лагуны , языком вдававшейся в русло полноводной Камы , где и находилась пристань .

Возле угора всегда были плоты , по реке сплавялся лес . И , конечно , мы с братом Сережей и местными мальчишками подолгу пропадали там . Ребята купались , плавая между бревен , я на этот подвиг не решалась . Однажды , правда , чуть не влетела туда на велосипеде , но вовремя свернула руль и ,пролетев до воды на животе , остановилась у самой кромки .

Но ,в общем - то , нам было интересно и во дворе. Огород с большим уклоном уходил вниз , и там стояла избушка "на курьих ножках" - беседка , поставленная на трубу и крутящаяся вокруг нее . На высоком месте можно было легко попасть в нее , но когда она оказывалась "лицом" к реке , метра три отделяли ее от земли . И когда Валерке , старшему брату , нужно было от нас избавиться , он закручивал нас дверью к реке , а сам спокойно убегал . И тогда мы могли просидеть там и час , и другой .

Сергей унаследовал дедовы таланты . Художник и дизайнер , кораблестроитель , автор проектов и их исполнитель , его последняя яхта ждала свое первое водное испытание . Не дождалась , ее автор покинул этот мир . На его памятнике - парус .

По ягоды ездили куда - то в Закамье ,вставали затемно , чтобы поспеть на Ракету . Возвращались ближе к вечеру с полными ведрами душистой лесной малины . В садах малину не сажали - хватало лесной .

Даже коромысло я пыталась освоить . Ведра были под мой рост . Триумфально возвращаясь с полными ведрами , решила передохнуть возле какого - то дома , подворотня была открыта , и огромный пес с лаем рвался с цепи . Мне было лет 11 , и почему - то я считала себя главным собачьим укротителем , я поставила ведра на траву и смело направилась к собачке , чтобы погладить ее . От моей наглости он даже перестал на секунду лаять . А потом - как гавкнул , да басом !

До дома я долетела с считанные секунды и только там вспомнила о ведрах с водой .

До сих пор не знаю ничего вкуснее только что испеченного тетей Леной хлеба :хрустящая горбушка , неземной аромат и подсолнечное масло в блюдечке , с солью !

Вероятно , в наш последний приезд , мне была оказана высокая честь : меня поселили в мастерской деда , где у него и топчан имелся . Большое , во всю стену окно с видом на Каму , чучело какой - то большой птицы , каких только инструментов там не было! Как же хорошо мне там было! Уже по темноте из - за поворота появлялся двухпалубный красавец - пароход , расцвеченный освещенными окнами кают , с одновременным басовитым гудком . Похоже , я принимала эту картину как предназначенную мне лично .

...Смотрю на фотографии давно минувших дней и сжимается сердце от их невозвратности , и лишь пахнет в лицо запах травы , и пройдет передо мной вереница близких и таких далеких сегодня людей ...