О великом танковом разгроме в первый же месяц войны сегодня знают уже все. Уже к середине июля РККА лишилась (по разным оценкам) от 7-ми до 14-ти тысяч единиц бронетехники. Интернет забит фотографиями захваченных в июне сорок первого не только подбитых, но и полностью исправных советских танков. Разумеется, в панике бросая технику, отступали далеко не все. Панцерваффе тоже несло потери, пусть и менее масштабные.
Но мало кому известно, что первые трофеи у советских танкистов появились тоже в первые недели войны, причем захваченные в полной исправности немецкие танки, несмотря на отступление, удалось вытащить за линию фронта.
Наиболее известным и раскрученным, скорее благодаря курьезности, стал случай, когда танк КВ притащил в расположение своей части на буксире два немецких танка. Ему посвящено множество публикаций, для тех же, кто по какой-то причине их пропустил, вкратце перескажу сюжет.
Осенью сорок первого в одном из боев танк КВ получил попадание в кормовую часть и заглох. Попытки завести его не удались. Как пишут в разных источниках, то ли аккумуляторы были полностью разряжены, толи от сотрясения от попадания снаряда вышел из строя стартер.
Танк остался на территории, захваченной немцами. Боезапас кончился довольно быстро, но на предложение сдаться советские танкисты ответили отказом. Вскрыть люки на месте не удалось. Взорвать или сжечь не имеющий видимых повреждений мощный танк, бережливые немцы не захотели. Они решили оттащить его к себе в тыл, на походную ремонтную базу, чтобы без проблем выковырять экипаж.
Буксировать решили танком Pz.Kpfw.III. Завели троса, но 20-ти тонная «трешка» не смогла сдвинуть с места 45-ти тонного монстра, который механик водитель, к тому же поставил на передачу и зажал тормозами. Подогнали вторую «трешку». Но пока немцы возились, у экипажа появился довольно оригинальный и хитрый план. На этот раз сопротивляться буксировке они не стали. Более того, механик-водитель разблокировал тормоза и, включив вторую передачу, выжал сцепление.
Как только танк начал уверенно двигаться, сцепление было отпущено. Как и ожидалось, через несколько метров двигатель КВ завелся, и началось перетягивание каната. Разумеется, более тяжелый, чем две «трешки» танк КВ, да еще и имеющий лучшее сцепление с грунтом за счет своих широких 70-ти сантиметровых гусениц (у «трешек» 20 см) это соревнование без труда выиграл.
Не стоит забывать, что хотя суммарная мощность двух двигателей «трешек» и была равна одному двигателю КВ (500 л.с.), но он был дизельным, и имел гораздо больший крутящий момент. Стрелять в него было бесполезно, 37 мм пушка не брала 75 мм броню КВ даже в упор. Экипажи немецких танков предпочли выскочить из машин, а КВ вернулся в часть с двумя трофейными немцами на буксире.
Смущает только одно. Ни в одной публикации, даже в тех, где авторы оперируют фразами «точно установлено» и «документально подтверждено» не прозвучало ни одной фамилии, номера части, или даже названия места, где это случилось. Так что, скорее всего, это всего лишь очередная забавная байка о солдатской смекалке.
Но вот случаи, когда советские танки возвращались из боя, утаскивая на буксире немецкие танки, действительно были, причем первый из них зафиксирован в начале июля 1941-го года. Тогда согласно Директиве №3 Наркомата обороны два свежих мехкорпуса пошли в атаку на фланг группы армий «Центр». Сейчас эта битва известна как Лепельский контрудар. Он действительно смог на какое-то время задержать продвижение немцев, но достался дорогой ценой, было потеряно более 800 танков.
Остатки мехкорпусов выходили из окружения и пробивались к своим частями. 7-го июля из окружения вышла небольшая группа легких танков Т-26 под командованием воентехника 2-го ранга Анатолия Рязанцева.
Их боевые товарищи были очень удивлены, ведь с собой они притащили на буксире PzKpfw III, захваченный в одной из контратак. Это был первый документально зафиксированный трофей советских танкистов в Великой Отечественной войне. Рязанцев за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза. К сожалению, через четыре дня после отправления реляции командира полка Рязанцев в очередном бою пропал без вести. Тогда подобная формулировка считалась подозрительной и наградной лист подкорректировали. Героя не дали, оставили только орден Ленина.
⚡Больше таких историй можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Через месяц при обороне Киева аналогично были захвачены две исправные немецкие самоходки Stug III. Фамилии танкистов, притащивших их в нашу часть, к сожалению, остались неизвестны. Вполне возможно, что и сам факт захвата подобного трофея канул бы в лету, но эти самоходки с закрашенными тактическими и опознавательными знаками отправили в бой против своих бывших хозяев.
На одной из них отличился младший лейтенант Климов. В бою ему удалось уничтожить три немецких танка, бронетранспортер и несколько грузовиков. За этот подвиг он был награжден орденом Красной звезды, а сам факт захвата немецкой самоходки подтверждается его наградным листом, в котором указано, на какой технике он совершил свой подвиг.
В дальнейшем было еще много подобных случаев. Чем-то из ряда вон выходящим их уже не считали. Более того, под Казанью даже существовал ремонтный завод, на котором восстанавливали и переоборудовали захваченную немецкую бронетехнику. Но об этих первых случаях следует помнить. Отступать тоже можно с героизмом, и эти первые успехи закладывали фундамент окончательной победы.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А Вы слышали о подобных случаях?