Первым ученым, кто увидел и описал эти загадочные сооружения, был академик Петр Симон Паллас. Путешествуя ровно 200 лет назад по Кубани, которую только-только начали заселять запорожские казаки, он увидел на Таманском полуострове, близ черкесского селения Чокрак-Кой группу странных строений. Сложенные из огромных, тщательно отесанных и отшлифованных известняковых плит, они напоминали то ли дома, то ли склепы.
Скорое интуитивно, чем на основе глубоких исследований, знаменитый российский ученый заключил, что перед ним- древние могильники. По аналогии с подобными мегалитическими сооружениями, которые он описал, будучи возле Судака, в Крыму.
Открытие Палласа заинтересовало многих. И спустя некоторое время по его следам пошли десятки ученых и просто любителей старины. В разные годы исследованиями дольменов (это название произошло от кельтских слов «тол», что значит «стол», и «мен», то ость «камень») занимались многие русские и зарубежные ученые. Наибольший вклад в разгадку тайн причерноморских «пирамид» внесли Е. Д. Фелицын, Н. И. Веселовский, де Мариньи, А. А. Иессен, П. С. Уварова, а в наше время — В. И. Марковин.
Выяснились любопытные подробности. Оказывается, дольмены, сходные с причерноморскими, есть во многих местах планеты. Практически все они «привязаны» к морскому побережью и ориентированы фасадами к урезу воды. Почему? Пока неизвестно. Далее. Дольмены найдены в узкой прибрежной полосе, они тянутся цепочкой от западной оконечности Пиренейского полуострова до южной Индии.
Кто их возводил? Гипотез на этот счет более чем достаточно. Одни археологи склонны считать авторами мегалитических диковин кельтов, которые, двигаясь с запада на юго-восток евразийского континента, вот таким способом старались застолбить и освоить новые земли. Кое-кто утверждает, что, напротив, волны дольменостроителей шли из Индии через Черноморский бассейн на Запад. Но большинство исследователей не склонны приписывать строительство этих сооружений какому-то одному народу. Скорее всего этим занимались многие этнические группы.
Больше всего дольменов открыто в приморской полосе между Таманью и селением Верхняя Эшера в Абхазии. Нет, это, конечно же, не египетские пирамиды или стоунхенджский комплекс каменных исполинов. Но все равно их «младшие причерноморские собратья» поражают воображение. Вот одно из таких сооружений, которое мне довелось увидеть в долине реки Гузерипль. Представьте себе шесть цельных плит из песчаника толщиной в 38—42 сантиметра. Четыре из них образуют стены высотой 2,2, шириной 3,2 и длиной 4,3 метра.
Думая о долговечности своих творений, безвестные зодчие ставили стены не вертикально, а с легким наклоном внутрь. Таким образом, каждый дольмен по своей форме — это усеченная пирамида.
Большинство дольменов имеет точно посередине передней стенки отверстие диаметром от восьми до сорока сантиметров. И почти всегда рядом находится каменная пробна, которая впритирку входит в отверстие. Вообще почти ювелирная точность характерна для всех деталей этих сооружений. Собирали их без какого-либо раствора, но попробуйте просунуть между плитами, скажем, лезвие ножа. Нет, не выйдет! А ведь вес каждой каменной «детальки» — от одной до двух тонн! Попадаются гиганты в пять- шесть раз тяжелее! Это какими же инженерными способностями, терпением и сноровкой надо было обладать, чтобы управляться с такими супертяжелыми архитектурными элементами!
Ученые реконструировали весь процесс строительства дольменов. Оказывается, глыбы откалывали от скальных массивов с помощью бронзовых и деревянных клиньев. Их с величайшим терпением загоняли в щель и поливали водой. Набухая, дерево раскалывало камень. Ну, а обрабатывали глыбы рубилами и шлифовальными камнями из твердых пород.
Перевозили плиты с помощью деревянных чурбаков — катков. Тягло — быки и люди. А собирали каменные «дома», используя земляные насыпи, на которые плиты сначала затаскивали, затем с помощью веревок и ваг ставили их на место. Точь-в-точь как это делали древние египтяне.
Но зачем их строили, какой смысл в этих сооружениях, которых только на территории бывшего Советского Союза найдено и описано более двух тысяч? Ответить на эти вопросы нелегко. Увы, все дольмены без исключения были основательно разграблены. Так что рассказывают они о своих строителях крайне скупо. И все же по обломкам украшений, оружия, керамической и бронзовой посуды, по остаткам сжигавшихся здесь благовонных растений, а также рисункам на стенах ученые почти единодушно пришли к выводу, что эти мегалитические сооружения служили гробницами для высокопоставленных членов первобытных общин — военачальников, жрецов.
По верованиям древних обитателей Причерноморья, их умершие и погибшие соплеменники этот мир насовсем не покидали. Они оставались среди своих близких.
Впрочем, по поводу назначения дольменов есть и другие точки зрения. В абхазо-черкесских сказаниях говорится о том, что в давние времена на берегу Черного моря обитало племя карликов ростом не более пальца. Средством передвижения для малюток (удивительное совпадение с кельтскими легендами!) служили зайцы. Умные и добрые карлики владели многими тайнами окружающего мира и щедро делились ими с соседями — племенем гигантов. А то в свою очередь платили им добром за добро — строили для них каменные дома.
Некоторые ученые, однако, доказывают, что эти сооружения служили для культовых или астрономических целой. Окончательная точка в этих спорах пока еще не поставлена.
Юрий Николаев. Краснодар.
Источник: Сельская жизнь. — 1995. — 6 апреля
Наш Телеграмм t.me/issledovateli23
Наш канал Youtube https://www.youtube.com/issledovateli
Наш канал Rutube https://rutube.ru/channel/23476893
Форум для обсуждения http://issledovateli.listbb.ru
Группа в ВК https://vk.com/issledovateli23
©2024 Проект Исследователи. Копирование материалов разрешено только при наличии активной ссылки на сайт.