Найти тему
Айтигенио

Логопедические занятия для детей: занимаемся дома

Оглавление

Речь — это важный инструмент, который помогает ребенку познавать мир, общаться с людьми и выражать свои мысли. К сожалению, не все дети с рождения имеют идеально поставленную речь.

Если ваш ребенок испытывает трудности с произношением звуков, запинается или говорит слишком быстро, ему поможет логопед, а также упражнения, которые можно делать дома.

В этой статье мы поделимся с вами советами и упражнениями, которые помогут вам сделать логопедические занятия дома эффективными и интересными.

🚫Причины нарушения речи у детей

Нарушения речи у детей могут быть вызваны различными факторами:

1. Биологические факторы

  • Внутриутробные нарушения: гипоксия, инфекции, интоксикации.
  • Наследственность: генетические аномалии, синдромы.
  • Родовые травмы: повреждение головного мозга.
  • Заболевания и травмы в раннем детстве: менингит, энцефалит, черепно-мозговые травмы.
  • Нарушения слуха.

2. Социально-психологические факторы

  • Неблагоприятные условия жизни: дефицит общения.
  • Психологические травмы: испуг, стресс.
  • Подражание неправильной речи взрослых.
  • Двуязычие.

3. Функциональные факторы

  • Задержка речевого развития.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Заикание.
  • Нарушение звукопроизношения, связанное с анатомическими дефектами речевого аппарата.

❗️Важно❗️ Если у вашего ребенка есть проблемы с речью, необходимо обратиться к логопеду. Специалист проведет диагностику и подберет индивидуальную программу занятий.

🤔Как понять, что пора к логопеду? Очевидные и неочевидные признаки

Родители не всегда могут самостоятельно распознать проблемы с речью у ребенка. Рекомендуем обратить внимание на следующие признаки:

  • Неправильное произношение звуков: ребенок картавит, шепелявит, пропускает звуки или заменяет их другими.
  • Непонимание речи: ребенок не понимает простых слов и фраз, не может выполнить простые инструкции.
  • Задержка речевого развития: ребенок не говорит в 2-3 года, его словарный запас и грамматический строй речи не соответствуют возрасту.
  • Заикание: ребенок запинается, повторяет слова или слоги.
  • Нарушение темпа и ритма речи: ребенок говорит слишком быстро или слишком медленно, его речь монотонная.
  • Нарушение голоса: ребенок говорит хрипло, осипло, гнусаво.

👇🏻Неочевидные признаки

  • Ребенку сложно сосредоточиться на заданиях, он быстро отвлекается.
  • Плохая память: ребенок не запоминает стихи, песни, сказки.
  • Трудности с чтением и письмом: ребенок не может научиться читать и писать, допускает много ошибок.

Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче и быстрее ее можно будет решить.

Как заниматься речью дома, чтобы был результат?

Занятия дома должны быть регулярными, системными и интересными для ребенка.

  1. Выберите для занятий фиксированное время.
  2. Занимайтесь ежедневно, 15-20 минут для детей дошкольного возраста и 30-40 минут для школьников.
  3. Убедитесь, что ребенок выспался, поел и готов к занятиям.
  4. Выберите для занятий тихое место, где ребенка никто не будет отвлекать.
  5. Уберите все лишнее со стола, чтобы ребенок мог сосредоточиться на занятии.
  6. Используйте игры, песни, стихи, сказки, чтобы сделать занятия интересными для ребенка.
  7. Подбирайте задания, которые соответствуют возрасту и уровню развития ребенка.
  8. Не ругайте ребенка, если он ошибается.
  9. Используйте артикуляционную гимнастику для развития мышц речевого аппарата.

👅Упражнения для артикуляционной гимнастики

  • «Вскусное варенье» и «Фокус»
-2
  • «Конфетка» и «Чашечка»
-3
  • «Гармошка» и «Барабан»
-4

Влияние мелкой моторики на речевой аппарат

Развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием речи. В головном мозге человека речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Попробуйте следующие упражнения для развития мелкой моторики:

  • Пальчиковые игры: играйте с ребенком в пальчиковые игры, такие как «Сорока-ворона», «Этот пальчик».
  • Рисование: дайте ребенку карандаши, фломастеры, краски и предложите ему рисовать.
  • Лепка: лепите с ребенком из пластилина, глины, теста.
  • Игры с мелкими предметами: играйте с ребенком в игры с мозаикой, крупой, пуговицами.
  • Шнурование: учите ребенка шнуровать ботинки, завязывать шнурки.

Развивая мелкую моторику у ребенка, вы помогаете ему не только улучшить речь, но и подготовиться к письму, рисованию и другой важной деятельности.

🎁 Вам подарок: пробный урок в онлайн-школе Айтигенио с логопедом — бесплатно!

Запишитесь на первый пробный урок с логопедом, перейдя по ссылке и заполнив форму. На уроке учитель проведет диагностику речевого развития ребенка. А также:

✅Оценит его звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи.

✅Выявит причины нарушения речи.

✅Подберет индивидуальную программу занятий.

✅Даст рекомендации родителям по работе над речью ребенка дома.