Найти тему

Альберт Бандура – один из самых выдающихся и влиятельных психологов XX века.

Родившийся в 1925 году в Мундаре, Бандура после окончания школы и работ начал своё обучение в области психологии, в 1951 году получил степень магистра, а в 1952 году - степень доктора психологических наук.

Одним из ключевых понятий, разработанных Бандурой,
является теория социального научения, которая утверждает, что поведение человека формируется не только внутренними факторами, но и взаимодействием с окружающей средой.

Согласно этой теории, люди учатся новому поведению путем наблюдения за другими людьми и моделирования их действий. При научении через наблюдение у человека формируется представление о том, каким образом должно реализовываться новое поведение, он приобретает символическое представление о поведении модели. В дальнейшем такая информация служит для него руководством к действию. 

Альберт Бандура также известен своим экспериментом с куклой Бобо, который проводился в рамках развития теории соц. научения.

Он и другие исследователи стремились выяснить, будут ли дети повторять определенные агрессивные действия, если им предоставить свободу и отсутствие видимого наблюдения, после того как они увидели, как это делают взрослые. В результате исследования дети, наблюдавшие агрессивное поведение, действительно демонстрировали агрессивное поведение моделей значительно чаще испытуемых других групп.

Бандура также известен своими исследованиями на тему саморегуляции. Саморегуляция, по его мнению, представляет собой процесс контроля над своими мыслями, эмоциями и поведением с целью достижения определенных результатов. Одним из ключевых элементов саморегуляции является самоконтроль - способность человека управлять своими импульсами, откладывать удовлетворение мгновенных потребностей ради достижения более долгосрочных целей. А. Бандура выделяет ряд факторов, влияющих на процессы саморегуляции и самоконтроля - самоэффективность, мотивация, целеустремленность, планирование и оценка результатов. 

Исследования А. Бандуры по темам, изложенным выше, продолжают влиять на психологическую науку и практику, открывая новые перспективы для понимания и улучшения человеческой жизни.