Дуэль в привычном понимании – это поединок мужчин, один из которых нанёс оскорбление, другой же защищает свою честь или честь семьи. Однако писатель Александр Бестужев-Марлинский поспорил бы с этим определением. Вот как он описал причины дуэлей в своей повести «Испытание»: «Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого».
Как бы там ни было, в России существовало несколько дуэльных кодексов. Объединяли их общие правила: противник должен быть равным по положению, психически здоровым и способным твёрдо держать оружие. Причиной называлась поруганная честь оппонента или дамы. Секунданты выступали в роли переговорщиков и свидетелей схватки. Если соперник опаздывал на дуэль больше, чем на 15 минут, считалось, что он уклонился от неё и запятнал себя.
Самым известным дуэлянтом России, конечно, является Александр Пушкин. Поединок с Жоржем Дантесом стал роковым для него. Однако мало кто знает, что стреляться Пушкин должен был с другим человеком, а в общей сложности он рисковал своей жизнью около 30 раз. Не всегда, конечно, дело доходило до барьера, но это не отменяет пристрастия Пушкина к бретёрству. В этой статье расскажем о самых интересных конфликтах поэта.
Первым человеком, которого Александр Сергеевич вызвал на дуэль, был его дядя – Павел Ганнибал. В 1816 году Ганнибал отбил у 17-летнего племянника даму на балу, за что и навлёк на себя гнев вспыльчивого юноши. Конфликт удалось погасить, и поединок отменили. Дядя Пушкина даже сочинил по этому поводу шутливое стихотворение:
Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей Богу, Ганнибал
Не подгадит ссорой бал!
В 1817 и 1819 годах Пушкин требовал сатисфакции уже из-за шуток. Сначала его оскорбили ироничные стихи друга Петра Каверина, затем анекдот графа Фёдора Толстого о том, что Пушкина выпороли в тайной канцелярии. Рассказавший его в светском салоне Кондратий Рылеев также был вызван на дуэль. Во всех этих случаях стороны пришли к мирному согласию. С Толстым Пушкин обменялся эпиграммами, а после даже подружился.
В том же 1819 году не состоялся поединок с графом Модестом Корфом. На этот раз причиной стала ссора их слуг, после которой лакея Пушкина избили. Но конфликт удалось уладить. А вот нелепый разлад Пушкина с однокурсником по Царскосельскому лицею Вильгельмом Кюхельбекером привел обоих к барьеру. Над долговязым раздражительным Кюхлей посмеивались многие однокашники. Особенно доставалось его поэтическим опытам – их разносили в пух и прах. Однажды Жуковский не пришёл на званый вечер. Своё отсутствие он объяснил состоянием здоровья и нежеланием встречаться с Кюхельбекером, который зачитывал его своими стихами. Узнав об этом, Пушкин сочинил эпиграмму:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Вильгельм пришёл в бешенство и призвал друга ответить за оскорбление. По одной легенде, лицейские товарищи зарядили их пистолеты клюквой и дуэль превратилась в шутку. На деле же Кюхельбекер нажал на спусковой крючок, но промахнулся. Пушкин попытался помириться с другом: «Полно дурачиться! Пойдём чай пить». Но разгорячённый Кюхля оттолкнул его: «Стреляй!». Пушкин вернулся на позицию и выстрелил в воздух (есть версия, будто он разыграл спектакль, дескать, пистолет засорился снегом). После этой ссоры друзья помирились и после вспоминали её со смехом.
В 1820 году Пушкин вызвал на дуэль двух дворян, которые пожаловались на то, что он мешает им играть в бильярд, затем какого-то грека, с которым поспорил из-за книги, которую тот, к неудовольствию поэта, не знал. В 1821-ом Александр Сергеевич собирался драться на саблях с неким французом Дегельи (причина конфликта неизвестна). Все эти дуэли так и не состоялись.
В 1822 году Пушкин повздорил в ресторане с полковником Семёном Старовым. Мужчины не поделили оркестр, который должен был играть ту музыку, которая нравится именно им. Когда работники заведения встали на сторону своего постоянного клиента Александра Сергеевича, Старов оскорбился и бросил вызов нахалу. Поединок закончился на том, что противники не попали в цель.
В том же году Пушкин во время обеда разругался и обменялся оскорблениями с каким-то видным сановником. Дуэль отменили, а неугомонного поэта за оскорбление представителя власти взяли под арест. Выйдя на свободу, Пушкин вляпался в скандальную историю, связанную с женой молдавского вельможи Тодора Балша. Александр Сергеевич начал ухаживать за женщиной прямо на глазах её супруга в его доме. Дуэль закончилась ничем.
Ещё один неудачный обед привёл Пушкина к стычке с графом Северином Потоцким. Мужчины не сошлись во мнении относительно крепостного права и решили доказать свою правоту оружием. Но и тут дело кончилось миром. Удивительно, но даже будучи секундантом, Пушкин умудрился ввязаться в конфликт. В Молдавии он поссориться со своим коллегой. В итоге вместо одного поединка стали планировать два. Но схватку секундантов отменили.
После этого у поэта назначалось, благополучно разрешалось и отменялось большое количество дуэлей с самыми разными людьми: от иностранцев до министра просвещения. Поводом служили едкие шутки Пушкина, его знаки внимания чужим жёнам или невестам, его критика чиновников, нелестные отзывы о стихах самого поэта и даже игра в карты (может, Бестужев-Марлинский был прав?). Известен случай, когда Пушкин обвинил прапорщика Александра Зубова в шулерстве. Дело дошло до поединка. У барьера Пушкин невозмутимо ел черешню, демонстрируя сопернику своё равнодушие. Возможно, это и сбило с толку Зубова, он не попал в своего обидчика. Сам же Пушкин отказался стрелять.
Последней схваткой в жизни поэта стала дуэль с офицером Жоржем Дантесом. В 1836 году в Петербурге стали распространяться анонимные письма, в которых Пушкина называли «рогоносцем». Авторы намекали на тайную связь жены поэта с Дантесом, который настойчиво ухаживал за ней на балах. Пушкин вызвал соперника на дуэль, но через неделю её отменили, так как Дантес сделал предложение сестре Натали – Екатерине Гончаровой.
Однако в 1937 году конфликт вспыхнул с новой силой. Дантес разыгрывал с Натали несчастную любовь, а за спиной подсмеивался над ней и своей женой. Шепотки в обществе и насмешки над Пушкиным только множились. 26 января Пушкин отправил гневное письмо приёмному отцу Дантеса, нидерландскому послу Луи ван Геккерну:
«Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой, и еще того менее – чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, тогда как он просто плут и подлец. Итак, я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь».
По кодексу чести именно Геккерн должен был вызвать Пушкина на дуэль, ведь это он счёл письмо поэта оскорбительным. Но хитрый барон отправил вызов от имени Дантеса. Пушкин без раздумий принял его. Поединок состоялся на следующий день на пустыре возле Чёрной речки. О его ходе нам известно со слов секунданта Пушкина Константина Данзаса.
После сигнала противники пошли навстречу друг к другу, Пушкин первым оказался у барьера и начал целиться, Дантес выстрел, не дойдя до отметины. Пуля попала в живот поэта, после чего он упал и выронил оружие. Данзас подал ему другой пистолет. Опершись на левую руку, Пушкин сделал ответный выстрел. Так как Дантес стоял боком и прикрывал грудь правой рукой, пуля попала в неё. Когда француз упал, Пушкин его спросил, куда он ранен. Тот ответил: «Я думаю, что ранен в грудь». Пушкин крикнул: «Браво!».
Через два дня солнце русской поэзии закатилось. А Дантеса лишили чинов и выслали из России. Он прожил 83 года и умер от продолжительной болезни в своём поместье в Эльзасе в 1895 году.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!