Правдивый Перов

140 прочитали

«Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Так о своём ученике говорил знаменитый русский живописец Алексей Васильевич Ступин. Из всего класса только этому мальчику мастер разрешал писать масляными красками, что являлось большой привилегией. Тем юным самородком был Василий Григорьевич Перов.

«Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Так о своём ученике говорил знаменитый русский живописец Алексей Васильевич Ступин.

То ли зависть однокашников, то ли сложный характер молодого творца, но Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина Перов не окончил. Одна из официальных версий: конфликт с другим учеником.

Из книги Л. Динцес:

Перову шёл тогда пятнадцатый год. Унаследовав от отца прямоту характера и болезненное самолюбие, молодой Перов не выносил несправедливости. Как-то на третьем году ученья в школе (1849 г.) за обедом один из старших учеников, не долюбливавший Перова, жестоко оскорбил его. Перов метко запустил в обидчика тарелкой с горячей кашей. Обожжённый ученик нажаловался Ступину, и тот, не разобравши как следует дела, обвинил во всем Перова. Не стерпев несправедливости, Перов собрал свои пожитки и отправился пешком за 35 вёрст в дер. Пияшино, где служил тогда управляющим имением его отец.

В. Перов. "автопортрет". 1851 год.
В. Перов. "автопортрет". 1851 год.

Впрочем, некоторые источники уверяют, что это неправда. И первое профильное образование он всё-таки получил. К крупнейшим работам первых лет можно отнести несколько портретов и жанровых полотен. Например, «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик», «Сцена на могиле», «Странник» и другие.

«Сцена на могиле». 1859 год.
«Сцена на могиле». 1859 год.

Василий - сын барона из семьи прибалтийских помещиков Григория Карловича Криденера. Родился Вася вне брака в 1834 году (1833 по старому стилю) в Тобольске. Позже родители обвенчались. Только вот право носить родовитую немецкую фамилию и титул мальчик права уже не имел. С младенчества был под фамилией Васильев, которую он получил от крёстного отца.

В девятилетием возрасте вместе с семьёй наш герой переехал в Самарскую губернию. Там, в местной школе чуткий глаз учителя грамоты, он же местный дьяк, обратил внимание юноши на его лёгкое владение пером для письма.

Из книги Л. Динцес:

«Семилетний Василий старательно выводил прописи. Товарищ же его по ученью, тупой и шаловливый Иван, лениво мазал каракули, все время болтая ногами под столом. Неспособность и упрямство второго ученика вывели дьячка из себя. — „Куда тебе писать! — вскричал он в сердцах. — Тебе только ногами болтать. И будешь ты у меня Иван Болтов. А вот он (дьячок указал на прилежно занимающегося Василия) будет у меня Василий Перов“. Это прозвище осталось на всю жизнь за одним из учеников дьячка, ставшим впоследствии классиком русского изобразительного искусства».
"Автопортрет". 1870 год.
"Автопортрет". 1870 год.

Хорошее образование ценилось во все времена. За ним в 1853 году Василий отправился в Золотоглавую. Здесь он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мастерству он обучается у таких корифеев, как: Николай Рамазанов, Михаил Скотти и самого ученика А.Г. Венецианова - Аполлона Мокрицкого:

«Надо изучать великих мастеров, - настоятельно поучал преподаватель Мокрицкий. Только изучая их великие творения, возможно прийти к чему-нибудь разумному, сознательному и изящному».

Лучшим другом Перова в училище становится автор «Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин.

Иван Иванович Шишкин. "Утро в сосновом лесу".
Иван Иванович Шишкин. "Утро в сосновом лесу".

Время обучения стали для Василия Перова трудными. Отсутствие жилья и средств к существованию довели молодого художника до мысли бросить учёбу. Выручил преподаватель Егор Васильев. Он поселил талантливого студента у себя дома. Очень скоро последовал первый успех. Так, за этюд головы мальчика на конкурсе Академии художеств Перов получил малую серебряную медаль. О талантливом молодом человеке заговорили.

«Талант» - какое удивительное слово! - думал Перов. - Те люди, у которых есть талант, могут, как в сказке или народной былине, делать чудеса».

Этюд головы мальчика. 1856 год.
Этюд головы мальчика. 1856 год.

За малой медалью последовала большая серебряная медаль за работу «Приезд станового на следствие». И уже самые злостные критики того периода отмечали безусловную способность Василия Перова передавать через полотна критический реализм своего времени. Его называли наследником художественных традиций русского живописца и графика Павла Андреевича Федотова.

Вот как писал критик Владимир Стасов:

«Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть... и продолжил начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей».
Павел Андреевич Федотов.
Павел Андреевич Федотов.

Федотов в своих картинах касался глубоких социальных тем, изображая быт и нравы своих современников. Эту же тему любил и Перов: «Сцена на могиле», «Дворник, отдающий квартиру барыне», «Тройка»... А за работу «Проповедь в селе» в 1861 году он получил золотую медаль первого класса. В этом же году закончил Школы живописи и написал ещё одну примечательную картину.

«Проповедь в селе». 1861 год.
«Проповедь в селе». 1861 год.
"Дворник, отдающий квартиру барыне". 1865 год.
"Дворник, отдающий квартиру барыне". 1865 год.

"Тройка". 1866 год.
"Тройка". 1866 год.

«Сельский крестный ход на Пасхе» вызвал большой скандал в Петербурге. А всё из-за неоднозначности сюжета. Невежественные крестьяне, а главное безнравственные священники грозили Перову ссылкой на Соловки... Синод был в ярости. Картина вызвала горячие дискуссии. Одни хвалили её за мастерство и смелость, другие возмущались. Однако Павел Третьяков, коллекционер и предприниматель, имел собственное мнение и приобрёл «опальное» полотно для своей галереи, тем самым прославив его.  Сегодня в Третьяковской галерее большая коллекция полотен, принадлежавшие кисти Перова.

"Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 год.
"Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 год.

«Чаепитие в Мытищах», также хулит рясу. Впрочем, делать какие-либо выводы на этот счёт не нужно. Ведь в коллекции у Перова были не только социальные сюжеты, но и огромная галерея портретов, например, знаменитый образ Фёдора Михайловича Достоевского или Ивана Андреевича Тургенева. Также мастер тяготел и к исторической живописи: «Суд Пугачева, Пытка боярыни Морозовой». Одно ясно точно: он воистину был очень глубоким человеком и «подлинным певцом скорби». Так Василия Григорьевича назвал один из его учеников в той самой Московском училище ваяния и зодчества, где Перов преподаёт с 1871 года.  До этого, в 1863-1864 годах, набивал руку в Берлине, Дрездене, затем в Париже, бывал в Итальянской Венеции.

Портрет Ф. М. Достоевского. 1872 год.
Портрет Ф. М. Достоевского. 1872 год.

Интересное совпадение. Когда-то учитель прозвал его «Перовым», а ученик - «певцом скорби». Под этими прозвищами, хотя фамилия позже стала официальной, он и вошёл в историю мировой живописи. Ощущение, что круг жизни мастера замкнулся. И ещё одна интересная теория на этот счёт. Одной из первых работ тогда ещё начинающего художника стала картина «Распятие», изображающее Иисуса Христа на кресте. Известно, что писал он её в родовом имении отца на протяжении всего Великого поста. Писал с натуры... Да-да. Вместе с приятелем Иваном они сколотили деревянный крест, поставили его в гостиной. Иван взгромоздился на крест, Василий взял в руки кисти. Кстати, эту работу поздней принял один из местных храмов, что, конечно, очень вдохновило молодого художника. Последней же масштабной работой мастера стало полотно 1881 года со множеством персонажей - «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Современники связывают эти работы: «Распятие есть и на последней работе мастера. По сути, и там, и там изображена Голгофа». Также есть версия, что среди тех самых персонажей на полотне «Спор о вере» мастер изобразил и себя...

«Никита Пустосвят. Спор о вере». 1881 год.
«Никита Пустосвят. Спор о вере». 1881 год.

На склоне своей жизни Перов собирается снова писать «Пугачева» и вернуться к своему первоначальному эскизу, так как сам признавал, что последняя его картина не передаёт характера народного движения. Но дни Перова были сочтены.

Из книги Л. Динцес:

«В 1882 г. болезнь приняла особо острую форму. Необходимо было выехать в тёплые края. Но ни сил, ни средств для этого у Перова не было. По-прежнему его картины покупались за бесценок, преподавание же в Московском Училище вознаграждалось почти только казённой квартирой. В этот момент лучшие люди того времени пришли на помощь умирающему художнику. Среди них был Лев Толстой, автор особенно любимого Перовым романа «Воина и мир». Больного перевезли сначала на дачу П. М. Третьякова, а затем в Кузьмино. Умер Перов в 1882 году мучительной смертью от чахотки . Сильно страдая, он не раз просил брата врача ускорить его конец. Было ему всего 48 лет
У могилы художника друзья и многочисленные ученики по Училищу вспомнили весь его жизненный путь и оценили, как много правды, справедливого гнева и любви к человеку — внёс Перов в русское искусство.
В речи на могиле Перова известный писатель Д. В. Григорович сказал: «Перов первый из художников познакомил нас с правдивым направлением в живописи; но кроме того Перов — и живописец — поэт. Поэзия его—это задушевность.
Припомним его картину „Похороны“. Перед нами сани, с женщиной и детьми. Видна только спина женщины. Как сделал художник, мы не знаем—это тайна его высокого таланта, но глядя на эту одну спину, сердце сжимается, хочется плакать».
Портрет художника Василия Григорьевича Перова. Автор: Иван Николаевич Крамской (1837-1987).
Портрет художника Василия Григорьевича Перова. Автор: Иван Николаевич Крамской (1837-1987).

Похоронили мастера в Даниловом монастыре, а позже перезахоронили на кладбище Донского монастыря. На могиле художника установлен памятник работы скульптора Алексея Елецкого.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Вашему вниманию подборка литературы из фондов ЦНТБ СиА о жизни и творчестве великого русского художника Василия Григорьевича Перова.

«Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Так о своём ученике говорил знаменитый русский живописец Алексей Васильевич Ступин.-16
«Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Так о своём ученике говорил знаменитый русский живописец Алексей Васильевич Ступин.-17
«Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Так о своём ученике говорил знаменитый русский живописец Алексей Васильевич Ступин.-18
«Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Так о своём ученике говорил знаменитый русский живописец Алексей Васильевич Ступин.-19
«Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Так о своём ученике говорил знаменитый русский живописец Алексей Васильевич Ступин.-20
«Васенька не пропадёт — у него талант, из него выйдет художник». Так о своём ученике говорил знаменитый русский живописец Алексей Васильевич Ступин.-21

Понравилась публикация? Тогда поставьте отметку «Нравится» и мы расскажем больше полезной и интересной информации о прославленных зодчих, художниках, строительстве и архитектуре.

Рекомендуем к прочтению: Реалистический импрессионизм Юрия Пименова