Найти в Дзене
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

"Антропологи говорят, что древних людей можно изучать по современным племенам. Но современные племена живут в XXI веке, пьют кока-колу...

...и вообще пользуются разными благами цивилизации. Как по ним можно изучать наших предков?" – спрашивает подписчик.
Отвечает Станислав Дробышевский: "По племенам, распивающим кока-колу, ничего изучать нельзя, конечно. А вообще ещё в XIX веке учёные знали, что современные «дикари» – не то же самое, что и верхний палеолит. С этим никто и не спорит. К тому же современные традиционные народы на 90% никакие не охотники-собиратели, а земледельцы. И папуасы, и амазонские индейцы, и другие ребята по большей части земледелием занимаются. В нашей Сибири из охотников остались только кеты и юкагиры – и то у них есть и кузнечное дело, и металлоплавка, и много чего ещё. К палеолиту раньше были максимально приближены только австралийские аборигены, тасманийцы и жители Огненной Земли, самые северные индейцы и эскимосы с чукчами.
Но при этом, если этнографам надо посмотреть, как функционирует охотничий лук – или как охотятся с копьём, то надо отправляться к эскимосам. Правда, современные эскимосы ж
Актёр бушмен Нуксау Тома, Кадр из фильма «Наверное, боги сошли с ума»
Актёр бушмен Нуксау Тома, Кадр из фильма «Наверное, боги сошли с ума»

...и вообще пользуются разными благами цивилизации. Как по ним можно изучать наших предков?" – спрашивает подписчик.

Отвечает
Станислав Дробышевский:

"По племенам, распивающим кока-колу, ничего изучать нельзя, конечно. А вообще ещё в XIX веке учёные знали, что современные «дикари» – не то же самое, что и верхний палеолит. С этим никто и не спорит. К тому же современные традиционные народы на 90% никакие не охотники-собиратели, а земледельцы. И папуасы, и амазонские индейцы, и другие ребята по большей части земледелием занимаются. В нашей Сибири из охотников остались только кеты и юкагиры – и то у них есть и кузнечное дело, и металлоплавка, и много чего ещё. К палеолиту раньше были максимально приближены только австралийские аборигены, тасманийцы и жители Огненной Земли, самые северные индейцы и эскимосы с чукчами.

Но при этом, если этнографам надо посмотреть, как функционирует охотничий лук – или как охотятся с копьём, то надо отправляться к эскимосам. Правда, современные эскимосы живут в больших городах, а на охоту ездят на снегоходах, с рациями и ружьями… А если интересно, как охотятся в саванне – надо ехать к бушменам или хадза. Потому что они до сих пор охотятся с луком – пусть наконечники у их стрел уже металлические, да и ходят они не босиком, а в тапочках. Зато телефонов и кока-колы у бушменов и хадза, вероятно, нет.

Вождь племени масаев, автор фото Константин Анисимов.
Вождь племени масаев, автор фото Константин Анисимов.

Изучая такие народы, этнографы сталкиваются с «проблемой чёрного ящика». Пока все эти папуасы живут как в палеолите – изучать их крайне трудно. Потому что это может быть просто опасно! А как только учёные до этих ребят добираются и начинают изучать, без страха быть зажаренными, племена уже перестают быть «первобытными». И изучать становится нечего. Беда, в общем.

При этом, повторю, отдельные элементы «первобытных» народов отражают прошлое. В принципе, и у нас есть всякая обрядность, которая идёт из палеолита".

🐵 Форум «Ученые против мифов» — 6-7 апреля в Москве. Билеты заканчиваются быстро.