Найти тему

Воевал на фронте, пережил плен, стал родоначальником учительской династии

С первых дней Великой Отечественной войны тысячи учителей наравне со всеми, надев солдатские шинели, с оружием в руках, сражались за свободу и независимость нашей Родины.

Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский писал:

Учитель и на фронте, в окопах, оставался, верен своей профессии – личным примером показывал, как надо воевать.

Одним из таких учителей-фронтовиков был наш земляк – Замулин Григорий Петрович.

Он родился в далеком 1916 году в селе Радьковка Корочанского уезда Курской губернии, в семье крестьянина. В то тревожное время юноши быстро мужали, и уже к 18 годам Григорий Петрович, закончив Радьковскую школу и Обоянский педагогический техникум, стал учителем математики в Среднеольшанской начальной сельской школе, а в 1937 году был назначен её директором. В январе 1941 года был призван в ряды Красной Армии.

Замулин Г.П. (справа), 1937 год
Замулин Г.П. (справа), 1937 год

В своей автобиографии Григорий Петрович писал:

По прибытии в 82 стрелковый полк 33 стрелковой дивизии был зачислен в полковую школу, которую закончил со званием младшего командира взвода. По окончании школы меня направили в 3 батальон 82с/п помощником командира миномётного взвода.
В феврале 1941 года был направлен на курсы усовершенствования командного состава при 4 армии Прибалтийского военного округа. По окончании курсов мне было присвоено звание «младший лейтенант» и 6 мая 1941 года был назначен командиром миномётного взвода в 3 батальон 82 с/п. В этой должности и в этом полку 22 июня 1941 года вступил в бой с немецко-фашистскими захватчиками.

27 июля 1941 года в ходе боевых операций полк, в котором служил Григорий Петрович, попал в окружение. Более тринадцати суток они сражались с наседавшими со всех сторон фашистами. Выходя из окружения, при переправе через реку Неман Григорий Петрович попал в плен. Прошёл много лагерей для военнопленных. Во время переброски в очередной лагерь в Германию Григорию Петровичу удалось бежать.

-3

Карточка военнопленного
Карточка военнопленного

Он вспоминал:

А дальше было французское сопротивление, американская фильтрационная зона, Средиземное море, Одесса и 102 запасной полк Киевского военного округа. И всюду проверки, проверки, проверки…

В декабре 1945 года Григорий Петрович вернулся на родину, в село Радьковка, где его ждала семья: мама – Христинья Тимофеевна, жена – Ульяна Тимофеевна и дети – Валя и Витя.

Замулин Г.П., 1945 год (сразу после плена)
Замулин Г.П., 1945 год (сразу после плена)

Дочь Григория Петровича, Валентина, вспоминала:

Отец очень не любил рассказывать о войне. Но иногда нам все-таки удавалось его разговорить. В лагере было очень много разных людей. Это были не только русские и украинцы, но и французы, чехи, голландцы, которые жили совсем в другом бараке. Их кормили намного лучше. Им варили еду в отдельных котлах, и они получали посылки Красного Креста. Каждый день узники уходили на работу, где они ремонтировали железнодорожные пути, разбирали завалы в городе, работали на заводе. Жили в продуваемых бараках, спали после работы на нарах, в чем были. Тела погибших за ночь выносили во двор и складывали штабелями… На обед давали «кандёр» из брюквы, а утром и вечером — кусочек хлеба и чашечку прозрачного «эрзац-кофе». Выживали, как могли…

Но всё это было уже позади, впереди ждала мирная жизнь… В феврале 1946 года Григорий Замулин был назначен завучем в Чуевскую школу, затем в Кривошеевскую. В 1950 году закончил Старооскольский педагогический институт и был назначен учителем математики в Вязовскую среднюю школу. А в 1955 году, после окончания Курского Государственного пединститута, его назначили завучем школы.

Замулин Григорий Петрович стал директором Вязовской средней школы в 1967 году и проработал в этой должности до 1975 года.

Он был просто влюблён в свой предмет, математику, в школу, для которой очень многое сделал. За годы его работы был разбит цветник у входа в школу, построена географическая площадка, закончено озеленение школьного участка, проложена полоса препятствий, оборудована электрическими станками школьная мастерская.

Добрая память о нём и до сегодняшних дней жива у односельчан.

Вот как вспоминают о Григории Петровиче его ученики:

У него был талант убеждать и находить нужные слова… Человек необыкновенной эрудиции, знаток литературы, истории. Он никогда не позволял себе отступать от правды, какой бы горькой она ни была. Его открытость, честность и принципиальность в окружающих его людях вызывали безграничное уважение…
С ним было интересно. Он умел остро шутить и радоваться жизни. Беседа с ним превращалась в настоящее путешествие во времени. Совершенно откровенно мы позволяли себе называть его «живой энциклопедией», потому что в самых жарких спорах мы всегда знали, что рассудит нас, лишь он.

Память о нем хранят не только его родные и близкие, но и в экспозиции музея «Третье ратное поле России» представлена более подробная информация об этом замечательном человеке.

Шаповалова Дарина у фотографии своего прадедушки Замулина Г.П. в Прохоровском музее «Третье ратное поле России»
Шаповалова Дарина у фотографии своего прадедушки Замулина Г.П. в Прохоровском музее «Третье ратное поле России»

И конечно, нельзя не упомянуть о Григории Петровиче, как о родоначальнике учительской династии. Его дети и внуки также выбрали профессию педагога и всю жизнь проработали в школе.

-7

Многие считают, что профессия учителя – это призвание. И действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере этот человек: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное - любовь к процессу обучения, и прежде всего, к детям.

Л.Н. Толстой писал: «Хороший учитель – это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам». Конечно же, все вышеперечисленные слова можно отнести к Замулину Григорию Петровичу: Солдату, Учителю, Человеку.