14 марта церковь отмечает память Евдокии Илиопольской, которую в народе переименовали в Евдокию (или Авдотью) Плющиху. Прозвище возникло потому что от теплой погоды снег подтаивал, оседал и как бы сплющивался. Было у Евдокии и еще одно прозвище Свистунья, потому что с этого дня в полную силу входили мартовские ветра, которые будто бы свистели. Впрочем, есть версия, что в этот день пробуждалось много животных от зимней спячки, которые подавали разные звуки. Кроме того, до перехода на новый стиль это был первый день весны, поэтому Авдотью называли еще и Весновкой.
На Руси верили, что эта праведница по поручению Бога заведовала весной, пробуждала землю после зимнего сна и отмыкала ключами весенние воды. Считалось, что в хорошем настроении она освободит воду рано, а если прогневается, то задержит или вовсе заморозит. Поэтому в старину наиболее суеверные крестьяне старались в этот день не работать, чтобы не рассердить святую. Но уже в XIX веке этот обычай забылся, а день Евдокии Плющихи стал больше женским и детским праздником. Поэтому крестьянки обязательно заказывали молебен перед иконой святой Евдокии, которая почиталась и как покровительница овец. Кроме того, они верили, что в этот день закипают все подземные ключи и начинали белить холсты. Также в этот день высаживали рассаду капусты.
Даже метель в этот день не могла испортить настроение («На Евдокию ещё собачку в сидячку снегом заносит»), так как селяне твердо знали, что весеннее солнце скоро вернет себе власть. Поэтому детвора и молодежь забирались на крыши амбаров и сараев, холмы и пригорки, и пели песни, закликая весну:
«Весна-красна!
Что ты нам принесла?
Теплое солнышко…
Весна-красна!
Что ты нам принесешь?
Красное летечко…»
Как и на 22 марта, выпекали из теста птиц и подбрасывали вверх, просили жаворонков принести весну. Также в этот день обязательно приносили сучья из леса для растопки печи, чтобы весна была теплой, чистили крыши от снега и смотрели: если на крышах длинные сосульки, значит и лен будет хороший. Кстати, снег на Евдокию Плющиху будто бы приобретал особую целительную силу. Знахарки собирали его, топили, и такая снеговая вода использовалась для лечения самых разных недугов.
В этот день заканчивался срок зимних наймов для работников, тогда же начинали нанимать работников на весенние работы — обычно до Егория Вешнего (6 мая по новому стилю) или до Петрова дня (12 июня). А гусятники начинали совещаться о гусиной охоте и гусиных же боях.
Так как до 1492 года на Руси использовали византийский календарь, по которому год начинался с марта, наши предки на Евдокию отмечали не только приход весны, но и новолетие. С тех пор сохранился красивый обычай выращивать в кадках вишни. Верили, что вишни, которые расцвели к этому дню, принесут мир, счастье и благодать в дом. Вообще в те времена день считался пограничным, когда старая жизнь уходила, а новая приходила вместе с весной. Некоторые обряды дня позже перешли на Масленицу. А в Подмосковье саму ритуальную куклу иногда величали Авдотьей Изотьевной.
Западные славяне этот день почти не отмечали, но в Моравии сохранилась память о том, что накануне ночью девушки гадали, чтобы увидеть суженого. В Польше, Богемии, Силезии было принято еще до восхода посещать могилы предков и молиться о них. Впрочем, этот обычай встречался и в России.
Зато у южных славян этот праздник один из самых важных, что легко объясняется климатом. Сербы и болгары украшали дом ветками, очищали подворье от змей и ящериц, звонили в колокола и звенели металлической посудой, чтобы прогнать нечистую силу. Домашний скот прогоняли между кострами, вообще зажигали как можно больше огня, но только на открытом месте — в поле, на опушке, на берегу рек и озер. В доме нельзя, иначе град побьет урожай. Также в этот день принимали гостей, поздравляли друг друга, дарили орехи и мед с пожеланиями счастливого года.
Вообще у болгар есть любопытный персонаж — Баба Марта, младшая сестра Января и Февраля. Чтобы расположить к себе хозяйку весны, принято было развешивать на заборе и деревьях красные пояса, косынки, скатерти и другие ткани, а также игрушки и амулеты из красных и белых ниток. Их называют мартеницы, дарят близким и носят как талисманы от болезней, порчи и сглаза. Потому что Баба Марта обрадуется красному цвету, и погода будет хорошей.
Похожий персонаж — Баба Докия (сокращение от Евдокии) — есть также у румын и молдаван. По одной легенде, это старуха, которая пасла овец в горах и стряхивала снег со своих тулупов на землю. И пока она весь снег не стряхнет, весна не настанет. Словом, коллега Госпожи Метелицы. По другой легенде, Докия была дочерью правителя даков и спряталась от римского императора Траяна на горе Чахлэу, переодевшись в пастушку. Там девушка замерзла от холода, и Богородица превратила ее в ручей, а овец в цветы. Впрочем, есть вариант и о превращении в скалы.
Еще одно предание рассказывает, что Баба Докия невзлюбила невестку и в зимний день отправила ее на реку отстирать клубок черной шерсти до белизны. Девушку пожалел Христос, дал ей цветок и сказал опустить его в воду вместе с шерстью. Она побелела, но Баба Докия не поверила невестке и обвинила ее в измене своему сыну. После этого она отправилась с отарой овец в горы, так как решила, что раз мнимый любовник дал ее невестке цветок, то весна уже наступила. Но в горах ее застал дождь, она вымокла и замерзла вместе с отарой, превратившись в камни. А в некоторых вариантах Баба Докия фигурирует как гордая женщина, дразнившая март. За дерзость март отобрал у февраля несколько дней.
Естественно в такой день за погодой наблюдали особенно внимательно, так как от этого зависела погода целого года. Говорили так: «Какова Евдокия, таково и лето», имея ввиду, что ясная и теплая погода на Евдокию предсказывала такое же лето. Оттепель обещала раннюю весну, холод — позднюю. В этом случае крестьяне знали, что домашний скот придется кормить на две недели дольше.
Если дождь на Евдокию совпадал с новолунием, то лето будет мокрым. То же самое предвещал теплый ветер и прилет грача до Евдокии, при этом снег растает рано. Северный ветер был знаком холодного лета. И вообще откуда ветер в этот день, оттуда он придет и весной, и летом.
Солнечный день на Евдокию предсказывал богатый урожай пшеницы, ржи, огурцов, груздей и трав. Пасмурная погода предвещала плохой год.