Ученые из Австралии и Великобритании провели тесты на ассоциативное обучение с птенцами воронов-свистунов и их матерями и обнаружили, что когнитивные способности птенцы не наследуют от своих матерей. Однако на успешность прохождения теста влиял размер группы: вороны, растущие в больших группах, быстрее справлялись с заданием. Работа опубликована в Royal Society Open Science.
Когнитивные способности разных животных неодинаковы: среди птиц, например, наиболее умными считаются представители семейства врановых, а среди врановых выделяются новокаледонские вороны. Интеллектуальные характеристики представителей одного и того же вида тоже могут различаться: обычно какие-то особи лучше справляются с задачами, а какие-то — хуже. Эти вариации могут зависеть от пола, возраста, социальной среды и других факторов, один из которых — наследственность. Например, у людей от 30 до 50 процентов различий в когнитивных характеристиках обусловлены генетически. Шимпанзе тоже наследуют интеллектуальные способности от родителей. А вот способность банкивской джунглевой курицы (Gallus Gallus) к социальному обучению не зависит от способностей родителей. Впрочем, исследования наследуемости тех или иных характеристик у животных нередко проводят в неволе: это может искажать результаты из-за инбридинга или искусственного отбора.
Исследователи из Университета Западной Австралии и Эксетерского университета во главе с Элизабет Спичли (Elizabeth M. Speechley) решили выяснить, наследуют ли дикие вороны-свистуны (Gymnorhina tibicen dorsalis) когнитивные способности от матерей. Вороны-свистуны, вопреки названию, к семейству врановых не относятся, а внешне похожи на сорок. Ученые проводили тесты на ассоциативное обучение с птенцами воронов из дикой популяции, живущей на лугах и в парках Гилфорда (Западная Австралия), и с их матерями.
Птенцов тестировали трижды — на 100, 200 и 300 день после вылупления. Птицам предлагали деревянную решетку с двумя лунками, которые были закрыты крышками разных, но схожих цветов (синий и голубой, темно-зеленый и светло-зеленый и так далее). Под одной из крышек находилась еда, и сначала воронам разрешали открыть обе крышки и увидеть, под какой именно есть лакомство, но в остальных испытаниях они могли открыть лишь одну. Исследователи делали вывод, что птица научилась связывать цвет крышки с лакомством под ней в том случае, если она правильно выбирала крышку в 10 из 12 последовательных испытаний. Уровень когнитивных способностей оценивался по общему количеству попыток, которые понадобились птице, чтобы пройти испытание. Такие же тесты с матерями птенцов ученые проводили по одному или по два раза вне сезона размножения. Также исследователи измеряли и другие показатели, которые могли повлиять на успешность обучения — неофобию, массу тела, температуру окружающей среды и размер группы.
Предыдущее исследование показало, что вороны-свистуны, которые росли в больших группах, лучше проходят тесты на ассоциативное обучение. Эта работа подтвердила предыдущие результаты: через 300 дней после вылупления вороны, выросшие в больших группах, действительно быстрее проходили тест. Хотя через 100 и 200 дней после вылупления такого эффекта не было.
Ученые не боялись, что трехкратное предъявление теста исказит результаты, поскольку, согласно другому исследованию, вороны-свистуны не начинают решать задачу лучше, если сталкиваются с ней несколько раз — это говорит о высокой индивидуальной повторяемости когнитивных функций и, вероятно, об их наследуемости. Однако, вопреки своим предположениям, материнского или генетического влияния на когнитивные способности воронов-свистунов ученые не обнаружили.
Авторы заключили, что ключевую роль в развитии когнитивных способностей птенцов воронов-свистунов играет среда, в которой они растут, и в частности — размер группы. Подобное наблюдалось и у других животных — например, у цихлид.
Это может говорить о том, что когнитивные способности воронов-свистунов не подвергаются отбору, либо о том, что их генетическая изменчивость низкая. С другой стороны, генетические различия между особями в группах способствуют различиям в социальной среде — и таким образом когнитивные способности могут зависеть от наследственных вариаций множества других черт, которые подвергаются отбору. Кроме того, в этой работе ученые не оценивали влияние отцовских генов.
Ранее ученые выяснили, что когнитивные способности западной домовой мыши (Mus musculus domesticus) превосходят когнитивные способности других подвидов домовых мышей — восточной (M. m. musculus) и восточноазиатской (M. m. castaneus). Причина, вероятно, в том, что этот подвид дольше других живет рядом с человеком.