Где: Новгородская область, деревни Дубровка, Завал, Сергово, Курицко, Песчаное, Старое Ракомо
Как добраться: только на машине
Новгородская земля - мое место силы. Я это давно про себя знаю и стараюсь хотя бы раз в году обязательно побывать на Новгородчине. Идея проехать по северо-западному берегу озера Ильмень пришла внезапно. Я нашла на карте много церквей, в том числе и заброшенных, музей-мельницу, мимо которого просто хотела проехать, отметиться, так как я не большая поклонница таких моно-музеев, также был на маршруте ритуальный камень "Медведица". Погоду обещали пасмурную и прохладную. Я стартовала из Питера примерно в 7 утра, в 10 - уже оставила позади Новгород и ехала по Псковской трассе в сторону Шимска. Путешествие получилось прекрасное, превзошедшее все ожидания. Уже на пути в Новгород прояснилось. Меня ждал солнечный весенний день.
Места, куда я вас приглашаю сегодня, называются Ильменским Поозерьем. Это компактная историческая область между Ильменем и рекой Веряжей, ограниченная с одной стороны истоком Волхова, с другой - устьем Веряжи. С глубокой древности эти земли населяли рыбаки и земледельцы. Ходили по озеру на быстрых ильменских соймах - небольших парусных лодках, растили детей, пели песни, рассказывали истории, строили дома и храмы, мельницы и маяки. Ильменское Поозерье - край с долгой историей. На то, чтобы проникнуть в самые ее глубины, и жизни не хватит. Но небольшое путешествие по берегу Ильменя позволить себе может каждый. Итак, в путь!
Я начала с часовни Ефрема Перекомского на месте, где некогда стоял Перекомский-Николаевский-Розважский мужской монастырь.
Как добраться: из Новогорода едем по дороге на Шимск, в Борках поворачиваем в сторону Сергово, едем до указателя на Дубровку, поворачиваем, едем до Дубровки. Дальше - пешком до берега озера Ильмень, где и стоит часовня.
Сразу скажу - часовня Преподобного Ефрема Перекомского - новодел. Построена в 1995 - 1997 гг. на месте Богоявленского собора Ефремо-Перекомского монастыря.
Я прекрасно понимала, что ничего потрясающего воображение не увижу, но хотелось просто прикоснуться к месту, где монастырь существовал с 1450 г. Сегодня здесь только часовенка и могила Ильи Васильевича Мелехова, скончавшегося почти 100 лет назад, в 1928 году.
Отсюда уходят на Ильмень многочисленные рыбаки. Ильмень широк и прекрасен.
Вокруг часовни - еще скрытые под снегом поля.
Перекомский-Николаевский-Розважский мужской монастырь был основан св. Ефремом в 1450 году. Св. Ефрем прокопал от озера к монастырю канаву для снабжения монастыря водой. Отсюда и название - Перекопский монастырь. Когда и почему он вдруг стал Перекомским - одному Богу известно.
В 1611 году монастырь разорили шведы. В 1672 году монастырь восстановили, в 1764 году - упразднили в ходе секуляризационной реформы Екатерины II, однако, в 1796 году вновь открыли, на его место перевели иноков Николаевского Розважского монастыря.
После Революции 1917 года имущество и деньги монастыря были национализированы, но сам монастырь не был закрыт. В том же в 1917 году в ближайшем селе Сырково сгорела церковь, и ее прихожане образовали новый приход при Богоявленском храме монастыря, а часть приходских монахов стала исполнять обязанности приходских священников.
Богоявленская церковь стала приходской. В Братском корпусе монастыря, который формально арендовал мирянин М.Левин, продолжали жить монахи.
Такой была Богоявленская церковь.
Членами причта Богоявленской церкви были три насельника обители: иеромонах Варсонофий (Кузьмин Василий Степанович), иеромонах Николай (Степанов Иван Степанович) и иеродиакон Владимир (Кожинов Василий Матвеевич). Проповеди читал в основном о.Варсонофий. Распоряжением епископа Сергия (Дружинина) о.Варсонофий был назначен настоятелем Покровской церкви с. Уторгош Шимского района. Однако выехать в с. Уторгош он не успел, т.к. был арестован в январе 1930 года по делу Иосифлянского центра (Иосифляне в СССР - часть движения Русской православной церкви, возникшая в 1920-х гг. и не признававшая Советской власти, не шедшая с ней на компромиссы, и не упоминавшая ее в молитвах и на богослужениях). Всего по делу проходили 44 человека.
Из обвинения:
"Иосифлянским центром были организованы в Новгородском и Псковском округах сильные группы монархически настроенного духовенства".
После вынесения приговора о. Варсонофий был отправлен в Соловецкий лагерь. В 1933 году из лагеря был освобожден и вернулся в Поозерье. К истории о. Варсонофия мы тоже еще вернемся.
Богоявленская церковь была закрыта, из Братского корпуса власти выселили оставшихся насельников, которые разошлись по окрестным деревням. Монастырские постройки разобрали на кирпичи. В 1932 году церковь взорвали. Монастырь больше не возродился, а на земле, где он когда-то стоял, теперь часовня.
Место очень красивое, тихое, укромное, скрытое от посторонних глаз.
Дальше я поехала смотреть музей-мельницу в деревне Завал.
Как добраться: из Дубровки возвращаемся на дорогу в Сергово, едем до указателя на мельницу, поворачиваем налево, едем до мельницы. Тут не промахнетесь.
Деревня Завал, где стоит мельница, совершенно обычная деревня, ничего в ней не падает и не заваливается. А называется она так потому, что в давние времена на острове на реке Веряже (это название по некоторым данным восходит к слову "варяги") стояло городище, которое выполняло функцию крепости и защищало жителей Поозерья от вторжения со стороны Ильменя. Городище окружал земляной вал, а деревня стояла за валом. Отсюда и Завал.
Мельницу я сперва не идентифицировала, так как она на ремонте, вся в лесах, крылья сняты.
Я подъехала поближе посмотреть. Тут ко мне подошла милая женщина и спросила, чего я, собственно, хочу. Я сказала, что ничего особенного, просто любопытно, что за мельница такая. А женщина мне и говорит: "А, может быть - на экскурсию?" Конечно, отказываться я не стала. Все-таки индивидуальная экскурсия по мельнице - это интересно. А мельница и в самом деле уникальная.
В XIX - начале ХХ вв. на территории нынешней Новгородской области работали тысячи мельниц, 27 тысяч, если точнее.
До сегодняшнего дня в своем почти первозданном виде сохранилась только эта. Вы мне возразите: "А как же мельница в Витославлицах"? Она восстановлена. И механизм ее - новодел.
Мельница в Завале была построена в 1924 году, в самый разгар НЭПа крестьянином Федором Ивановичем Павловым и его сыновьями.
Вот эта аббревиатура ПФИ встречается внутри мельницы несколько раз и означает: Павлов Федор Иванович.
Мельниками на этой мельнице всегда были только Павловы. Так уж вышло, что устройство мельницы, все тонкости ее работы и особенности механизмов знали только они, и знаниями своими ни с кем не делились. Поэтому и пережили страшные 30-е годы, не потеряв ни мельницу, ни работу, ни жизнь. За 100 лет своего существования мельница в Завале ни разу не горела и не разрушалась.
Постараюсь, как смогу, описать устройство мельницы. Надеюсь, получится понятно и более или менее правильно. Хотя все равно прибегут специалисты с тапками и в белых пальто, ну да ладно.
Сначала немного теории. Ветряные мельницы бывают двух типов: "столбовки" и "шатровки".
"Столбовки" - более старый тип мельниц. Столбовая мельница - это сруб, который возводится вокруг деревянного столба, вкопанного в землю. От столба и название. Сам сруб к земле не прикреплен. А мельничный амбар, все внутреннее снаряжение мельницы и крылья вращаются вместе с главным столбом. Таким образом, масса амбара, крыльев и всего остального была ограничена. Ее должен был выдерживать столб.
А у "шатровки" вся несущая конструкция - неподвижна, центральный столб тоже есть, но он не вмурован в землю, а немного до нее не достает. То есть вращать все наполнение мельницы не нужно. Вращаются только крылья. Более того, энергию ветра на шатровых мельницах можно было использовать для того, чтобы приводить в действие насосы или пилы.
На фото: посередине центральный столб мельницы. Видно, что он как бы висит невысоко над полом.
Мельница в деревне Завал - шатрового типа или голландская. Голландскими такие мельницы называли потому, что идея пришла из Голландии, и там впервые стали строить подобные мельницы.
Снаружи мельница обшита дранкой.
В Поозерье леса мало, поэтому сделать сруб полностью бревенчатым было невозможно. Дранка - это тонкие древесные пластины из осины.
Осина - самая непожароопасная древесина. Дранку делали с помощью специального инструмента под романтическим названием "махало". Дранку заготавливали зимой, в феврале, когда деревья спят и сокодвижения нет.
Вот "махало", на фото справа:
На мельнице три этажа, доступных к осмотру.
На самом верхнем - третьем этаже - находится зерноприемник
и специальные механизмы, которые позволяли автоматизировать подачу зерна.
Еще на третьем этаже можно познакомиться с историей колхоза-миллионера "Искра", стараниями которого была сохранена эта мельница, а также создан музей в мельнице. Но о колхозе - дальше.
На втором этаже - жернова:
Устройство для постепенной подачи зерна:
Специальный "гусак" для снятия жерновов:
Их периодически снимали, чтобы почистить. На мельнице 2 жернова: один весом 600 кг, второй - 1000 кг. Разумеется, снимать их вручную было невозможно. Поэтому придумали специальный кран.
Кроме того, на втором этаже экспозиция, посвященная Поозерскому быту:
На первом этаже - механизмы, которые выводят полученную муку.
Мельник забирал себе в качестве платы за работу 1/8 часть муки. Так что мельники всегда хорошо жили, но не всегда были любимы односельчанами.
Крылья мельницы сейчас на ремонте. Но когда они вернутся - можно будет любоваться мельницей во всем ее великолепии. Длина крыла составляет 9,5 метров. Крылья мельниц делали не сплошными - так они были бы слишком тяжелыми. А чтобы ветер не крутил их вхолостую, на них надевали специальные паруса. И в музее мельницы можно увидеть настоящие мельничные паруса примерно 1950-х годов. Эти паруса действительно крепились на крылья мельницы и работали. Так что это не просто тряпочки!
Помимо мельничных механизмов и прочих устройств, связанных с работой мельницы, в музее можно увидеть и другие раритетные приспособления. Старинный немецкий сепаратор:
Ручные меленки. На такой домашней мельнице муку молоть очень долго, а на ветряной мельнице в Завале мешок зерна (около 20 кг) можно было смолоть всего за 40 минут.
Настоящий безмен:
Лемех:
22 апреля 1943 года Сагов Василий Лукич молол на мельнице зерно и оставил об этом запись химическим карандашом.
И кстати, музей в мельнице существует уже очень давно. А начинался он как музей колхоза "Искра" и был открыт в 1977 году. Об этом я даже нашла трогательный фильм:
https://www.youtube.com/watch?v=B0cGK7FMC34
Колхоз "Искра" образовался после Великой Отечественной войны. В него вошли 16 деревень Поозерья. Колхоз был богатый, процветающий, неоднократно побеждал в областных, республиканских и всесоюзных соцсоревнованиях. Сохранились многочисленные почетные грамоты и наградные листы работников колхоза.
Название колхоза восходит, скорее всего, к публикации в 1902 году в ленинской газете "Искра" статьи о первом выступлении крестьян Поозерья против царских порядков.
Музей в мельнице создали по инициативе секретаря парткома колхоза Константина Васильевича Исакова. Колхозники, а также Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры спасли мельницу - к 1970-м гг. она уже давно не использовалась по назначению, добились ее реставрации, добились того, что ее не стали никуда переносить.
Удалось даже найти статью из Альманаха "Памятники Отечества" Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры за 1982 год о музее в мельнице.
В конце экскурсии мне подарили книгу Анны Даниловой (Губарёвской) "Поозерские сказки и легенды".
Надеюсь, леса скоро уберут и мельница предстанет во всей красе!
Спасибо экскурсоводу Екатерине за интереснейший рассказ и путешествие по мельнице в глубь времен.
По солнечным новгородским дорогам я отправилась к Церкви Лазаря Четверодневного в деревне Сергово.
Между Завалом и Сергово стоит небольшой серебристый Ленин.
Есть воинский мемориал.
В 2021 году должны были вскрыть капсулу времени. Интересно было бы узнать, что же написали нам жители Сергово в далеком 1971-м.
Немного видов Сергово:
Не знаю, много ли постоянных жителей в деревнях Поозерья, но могу предположить, что немало. Дороги между деревнями просто отличные. Когда-то во время поездки к Камню в деревне Камень, пришлось ехать по ухабистым грунтовкам и даже прямо по полю - ощущения остались те еще. Но со временем ситуация с дорогами явно изменилась в лучшую сторону.
Эти прекрасные дороги привели меня к церкви Лазаря Четверодневного в деревне Сергово.
Адрес: 173025 Новгородская область, Новгородский район, дер. Сергово
Координаты: 58.33333, 31.089495
Деревня Сергово расположена в устье реки Веряжи. В древности на этом месте стояла деревня Устье, известная по писцовым книгам с 1498 года. В 1581 году она была сожжена войсками Стефана Батория и с тех пор не возродилась. Современное Сергово образовалось путем слияния двух деревень: собственно, Сергово и деревни Ямок.
К сожалению, Лазаревская церковь оказалась закрыта и внутрь я не попала. Полюбовалась снаружи. Церковь хорошо отреставрирована.
Первая деревянная церковь на этом месте появилась в 1722 году. Каменную церковь построили в 1811 году на средства прихожан и при участии помещицы Н.И. Ренне.
Пристройка к церкви была возведена во второй половине XIX века.
Революционные события и первые десятилетия советской власти церковь не обошли стороной. В 1919 году прихожане передали часть имущества церкви в Перекомский монастырь. В 1924 году с колокольни сняли колокол и передали его в пожарную дружину. Церковный дом-сторожку преобразовали в избу-читальню. В 1932 году специальная экспедиция икону Вседержителя, иконостас и икону Лазаря признала культурно значимыми.
В 1933 году настоятелем Лазаревской церкви стал о. Варсонофий, о котором речь уже шла выше. Помимо о. Варсонофия в Лазаревской церкви служили два бывших насельника Перекомского монастыря архимандрит Анатолий (Земляницын) и монах Валентин (Кузьмин). В том же году о. Петр Миловский предложил им перейти к митрополиту Сергию. Это значило принять Советскую власть. Все трое ответили на предложение категорическим отказом. В 1934 году о. Варсонофия вновь арестовали.
Обвинение: "участник монархической церковно-сектантской к/р группировки "ИПЦ", срывавшей все хозяйственные мероприятия Советской власти в Новгородском районе".
Приговор: 3 года высылки в Западно-Сибирский край.
Из показаний о.Варсонофия на допросе 14 января 1934г.: "...Главным ... расхождением с сергиевцами у нас, иосифлян, является отношение к Советской власти. Сергиевцы при богослужении поминают Советскую власть, молятся за нее, мы же, иосифляне, по своим убеждениям — сторонники монархической власти, Советской власти не признаем, считаем, что Советская власть послана Богом за грехи народу, позабывшему Бога. Советская власть долго существовать не будет, а поэтому мы при богослужении за Советскую власть не молимся... И она [Соввласть] будет заменена Помазанником Божиим — Царем-батюшкой... После прибытия из концлагеря я убеждал приходивших ко мне женщин... в том, что Советская власть — это власть Антихриста, посланного Богом за грехи народу, и по милости Божией она будет заменена властью с Государем во главе..."
Цитата отсюда: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPqsm9XIpB5uDVN06XcGP66O6Vsq6TXA*_pnl
С 1934 года о. Варсонофий отбывал ссылку в г. Томске. После освобождения вернулся в Новгородскую область. Но и на этом история о. Варсонофия в Поозерье не заканчивается. Далее мы снова к нему вернемся.
В 1934 церковь передали обновленцам. В 1937 году церковь у обновленцев отобрали и закрыли.
По данным протокола Общего собрания колхоза «Путь к социализму» Серговского с/с от 12.08.1937 г. известно, что священник (имя не указано) был «выселен, как вредный элемент, который лишает нас пути к культурной и зажиточной жизни и передан в органы НКВД».
Цитата отсда: http://voopik.natm.ru/ohrana/sergovo.htm
В советские годы здание церкви использовалось как зернохранилище. Верующие просили вернуть им церковь. Просьба удовлетворена не была.
В 1960-х гг. обрушилась колокольня церкви. К началу XXI века церковь подошла в руинированном состоянии.
В 2004-2006 гг. церковь отреставрировали усилиями Новгородского отделения "ВООПИиК" на пожертвования.
Был установлен новый иконостас, отреставрирована масляная живопись 1911 года.
Улицы Сергово в лучах мартовского солнца.
Далее я направилась в деревню Курицко к церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Адрес: Новгородская область, Новгородский район, п/о Сергово, дер.Курицко
Координаты: 58.344695, 31.149231
В стародавние времена Курицкий погост стоял на мысу, что врезался в воды Ильменя. Мыс назывался Курицким или Куричьим. Ныне этого мыса не существует - воды озера его разрушили. Вид на Ильмень от Курицко.
Курицкий погост впервые упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины в 1498 году. Но поселение, конечно, существовало задолго до внесения в официальные документы.
С 1501 года известен деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы на Курицком погосте. Деревянный храм с тех пор много раз перестраивался, а к середине XIX века совсем обветшал и вместо него решили построить каменную церковь.
Церковь строили на пожертвования.
Чтобы ускорить сбор необходимой суммы была построена деревянная переносная часовенка, которую ставили зимой на Ильмене на тракте из Новогорода в Старую Руссу, и любой желающий мог оставить в ней небольшую сумму на постройку храма.
Между принятием решения о строительстве и возведением храма прошло почти более 30 лет.
Церковь начали строить только в 1888 году по проекту новгородского архитектора А.Н. Дьякова, а освятили в 1899 году.
Иерей Петр Иванович Миловский служил в церкви в Курицко с 1930 года до 1937 года (по другим данным до 1936 года) - до закрытия церкви. В 1937 году о. Петра арестовали и приговорили к 7 годам лагерей. Дальнейшая судьба его неизвестна. Сведений о жене о. Петра также нет. У него осталось 5 детей: Николай, Сергей, Серафима, Александра, Зоя. Сын Николай, 1902 года рождения, был арестован 20 сентября 1938 года, но 28 марта 1939 года был освобожден. Работал техноруком Дубровского лесопункта. Проживал в Новгороде. Другой сын, Сергей, 1911 года рождения, перед началом Великой Отечественной войны проживал в Ленинграде. Был призван в армию. Служил в 3 полку аэростатного заграждения.
Духовная жизнь Курицкого прихода замерла. Однако, прихожане сохраняли свой закрытый храм. Старожилы вспоминают, что как только в очередной раз приезжали из Новгорода за церковным имуществом — "весь народ бежит к церкви и ничего не дают сделать".
С.В. Моисеев
Началась Великая Отечественная война. В 1941 году вернувшийся из ссылки о. Варсонофий начал проводить богослужения в церкви в Курицко. В дальнейшем о. Варсонофий примкнул к Псковской Духовной миссии, что свидетельствует о его прямом или опосредованном сотрудничестве с немецкими оккупантами. Также служил в церквях в деревнях Межино и Коростынь. В 1944 году вместе с немецкими войсками эвакуировался в Латвию. В 1944 г. служил в Свято-Троицком Соборе в Риге, в 1945 г. - в пустыни Виленского Свято-Духова монастыря, был приписан Экзархом Прибалтики к пустыни Виленского Свято-Духова монастыря в Эвье. Судьба о. Варсонофия после 1945 года неизвестна.
После окончания Великой Отечественной войны прихожане ходатайствовали, чтобы им вернули церковь. В 1947 году Успенский храм был передан местным жителям "в бесплатное пользование". С тех пор церковь действует.
В Курицкий храм мне тоже попасть не удалось.
Но даже так он очень хорошо смотрелся на фоне синего неба и облаков.
Особенно красивы кованая ограда, ворота и другие ажурные декоративные элементы.
Две безымянные могилы на прицерковной территории.
В 1922 году во время сильнейшего наводнения был подмыт берег, рухнул Курицкий маяк, и был вымыт грунт из-под алтаря деревянной Успенской церкви. Да-да, той самой, что известна с 1501 года.
В 1923 году провели работы по укреплению берега. А часть фундамента маяка до сих пор можно видеть на берегу Ильменя.
Маяк представлял собой металлическую конструкцию на кирпичном основании.
В 1964 году деревянная Успенская церковь была перевезена в только что созданный музей деревянного зодчества "Витославлицы" и стала его первым экспонатом. Там ее можно увидеть и сегодня.
Широкий Ильмень в деревне Курицко:
Далее я направилась в деревню Песчаное к руинам церкви Спаса-Преображения в Песчаном, но по пути - остановка у ритуального камня "Медведица". Если ехать из Курицко в Песчаное камень будет по левую руку, немного не доезжая поворота на Десятины и Верховье. И еще он отмечен на Яндекс.Картах. При желании найти не составит труда.
Свое название камень получил от того, что с определенного ракурса действительно похож на лежащую медведицу.
Камень имеет несколько углублений полусферической формы, что характерно для культовых камней.
В жизни он порос густым мхом и был засыпан прошлогодней листвой.
Такие камни считались "нечистыми", их даже называли Чертовыми камнями, так как они ассоциировались с Чертом, охраняющим богатство. Чертовы ками и легенды, связанные с ними, были распространены в Ильменском Поозерье, в Латвии, Литве и в Белоруссии. Одна из легенд гласит, что однажды Черт сидел на камне и шил туфли и точил косы. Причем Черт в таких легендах шьет особенные туфли, надев которые девушка немедленно начинает плясать, но уже не может остановиться. Так вот, Черт сидел на камне и шил туфли, мимо проходил Перун, он же Перкунас, он же Илья, и ему все это очень не понравилось. Он ударил по камню и расколол его надвое. С тех пор Черт на камне не показывался. Согласно старинным поверьям, Черт не боится христианских святых, но боится Перуна.
Большой доисторический зверь спит глубоким сном. И однажды проснется.
Прикоснувшись к "Медведице", я отправилась в Песчаное к руинам церкви Спаса Преображения.
Окрестные поля освобождаются от снега.
Песчаным деревня стала недавно - в 1953 году. До этого издревле называлась Пискупицы, или Спас-Пископец, или Спас-Пископицы. А в писцовых книгах впервые упоминается в 1478 году.
Название деревни происходит от слов: "пископец" - "епископ", на новгородском диалекте, и Спас - от имени церкви Спаса Преображения, которая стоит на на берегу Ильменя с глубокой древности.
Эти земли принадлежали церкви. Здесь, в Пискупицах, располагался загородный двор новгородского архиепископа. В XVII веке в деревне было 47 дворов. В советские годы Песчаное входило в колхоз "Искра", о котором говорила выше.
Церковь Спаса-Преображения впервые упоминается в писцовых книгах в 1497-1498 гг. Изначально была она деревянной и стояла гораздо ближе к водам Ильменя, чем дошедшая до наших дней каменная церковь.
Адрес:Новгородская область, Новгородский район, с.Песчаное
Координаты: 58.3717, 31.1924
Казалось бы, почему жители Поозерья, прекрасно зная о коварном характере Ильменя, строили церкви так близко к воде? Воды озера регулярно подмывали берега. Ответ прост: церкви Поозерских деревень служили еще и маяками.
В 1731 году деревянный храм был перенесен подальше от берега. А в 1785 году на средства прихожан была построена каменная церковь.
В 1828 году возвели колокольню. В 1875 году на шпице колокольни установили маяк-фонарь.
Этой церкви повезло значительно меньше, чем церквям из Сергово или Курицко.
В 1934 году с колокольни сняли колокола, в 1938 церковь закрыли.
В годы оккупации богослужения возобновили, но после окончания Великой Отечественной войны вновь прекратили.
Окончательно церковь закрыли в 1960 году. С тех пор она неуклонно разрушается.
Церковь окружена кладбищем. Кладбище не заброшено.
Грани разрушения:
Узоры решеток:
Судя по стеклопакету, делались попытки реанимировать церковь.
Входы-выходы заколочены. Но внутрь войти можно.
К сожалению, даже старых фотографий Успенской церкви не сохранилось.
А церковь очень красивая.
В стиле раннего классицизма.
Скульптуры из покрышек. Бессмысленные, беспощадные и всепроникающие.
Завершающим аккордом поездки по Ильменскому Поозерью стала церковь иконы Божией Матери "Знамение" в деревне Старое Ракомо.
Адрес:173512 Новгородская область, Новгородский район, с. Старое Ракомо
Координаты: 58.44533, 31.2319
Церковь построена в 1824 году на средства В.И. Семевского.
Ракомо впервые упоминается в писцовых книгах в 1501 году, как государево село. В 1584 году Иван IV передал его Клопскому монастырю, но в XVII веке Ракомо вновь вернулось в государственную собственность. Далее Ракомо принадлежало голштинцу Дебрессану, затем Рославлевым, затем Семевским. В 1870 году владельцем Ракомо стал офицер Л.Е. Адамович.
После Революции церковь закрыли. В годы войны она пострадала незначительно, а в свое теперешнее состояние пришла в результате заброшенности, бесхозяйственности и человеческого безразличия. Вот такой она была в 1962 году:
На мой взгляд, церковь в Старом Ракомо - одна из красивейших руин, прекрасная даже в таком виде.
Небо над храмом.
Удивительно, но внутри сохранились фрагменты фресок.
Четкие линии руин.
Интерьеры церкви.
Вид снаружи.
Купол постепенно разрушается. Стоять под ним опасно. В любую минуту может упасть кирпич, а может и часть купола. Уже упавшие кирпичи лежат на земле.
Массивная цепь от паникадила.
Сегодня в церкви хозяйничают галки и гуляет ветер.
Все чаще, глядя на руины старинных церквей, стала ловить себя на мысли, что реставрация и восстановление для них - не лучший выход. Лучшее, что мы могли бы сделать с церквями, особняками, усадьбами, во множестве разбросанными по нашей провинции, это не разрушать их, сберечь, сохранить. Восстановить церковь, лежащую в руинах, - это все равно, что построить новую. От старой и духу не останется. Ну будет новый храм, но он же будет уже совсем другой. А руины по-своему прекрасны. Пусть стоят, сколько смогут. И тот, кто может и хочет увидеть их красоту, увидеть за развалинами, некогда прекрасные формы, тот все увидит и все поймет.
Главными жемчужинами Поозерья считаются Михайло-Клопский монастырь и Перынский скит, но в этот раз я их обошла стороной. Я бывала и в монастыре, и в скиту несколько лет назад, наверняка за это время там многое изменилось. Нужно будет поехать туда отдельно и написать статью уже по свежим следам.
А в завершении этой статьи оставлю вид на реку Ракомку
и сонет Анны Даниловой, жительницы Поозерья, поэта, писателя, литературного редактора:
Ильменю
Всплески волн, словно гул покаяний.
Утро. Солнце привычно всплывает из вод,
Чайка – косяк мелких рыбок пасёт,
Ива над кручей, как символ страданий.
Дали окрасились в цвет серебра,
Камни с водою ведут разговор,
Странен, таинственен водный простор.
К небу струится дымок от костра.
Танец огня тороплив и причудлив,
Легкая дымка над лугом струится,
Будят дубраву распевками птицы.
Лось пролетел – легок, красив,
Грациозен – не видно о землю касаний.
Вдруг скрылось всё, словно растаяв в тумане.
Использованная литература:
- Альманах "Памятники Отечества" Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 1982 г. с. 74-75.
- "Археологические вести". 1998 г. Институт истории материальной культуры РАН.
- Моисеев С. "Погост Куретцкой над озером Илмерем..."// Где святая София, там и Новгород. — СПб, 1998. — С. 118–131.
- Анна Данилова "Поозерские сказки и легенды". Типография "Бумеранг". Великий Новгород, 2024 г.
- Сайт Sobory.ru
Друзья, если вы дочитали этот текст до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и его прочитает больше людей!
Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.
Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜