Реферат по курсу «Наследие античности в раннее средневековье: от Великого переселения народов до Оттоновского возрождения», МГУ, март 2024 г. Студент Анна П.
Императорская вилла в Тиволи близ Рима - грандиозный памятник античного искусства. Ее создатель, император Адриан (имп. 117-138), по праву считается одним из лучших правителей Рима. Милостивый, человеколюбивый монарх, мудрый законодатель, талантливый военачальник, искусный администратор, устроитель провинций, - все эти характеристики вполне заслуженно присваивают Адриану. Несмотря на то, что ему приходилось отправлять на смерть своих политических соперников, Адриан не был жесток, и охотно прибегал к прощению, а его небольшие поэмы, обращенные к человеческой душе (он был еще и неплохим писателем!), свидетельствуют о его внутренней душевной мягкости.
Выделялся Адриан также большой любовью к искусству. В свои частые поездки, - а путешествовал он много и объехал всю империю, -- император брал художников, чтобы те, неотступно за ним следуя, запечатлевали все, что привлечет взгляд цезаря, когда он с поразительной настойчивостью и скрупулезностью осматривал достопримечательности. При этом Адриан и сам искусно владел грифелем. Во времена Адриана римская живопись получила новое направление, а именно, стала ориентироваться на аттическую традицию.
Вдохновившись увиденными красотами мира Адриан задумал возвести грандиозный дворцовый комплекс и воплотить в нем все свои представления о прекрасном. Он выбрал для нового дворца живописнейшее место на берегу реки Анио, не вдалеке от ее величественных водопадов. Приглашенные им архитекторы смело, не связывая себя правилами и традициями, возвели здесь, на склонах Сабинских гор на площади в 300 гектаров среди густых оливковых рощ небывалый архитектурный ансамбль, состоящий из различных строений причудливых искривленных форм, украсили его бассейнами, статуями, мозаиками. Руины этого дворца и сегодня поражают наше воображение.
Среди шедевров этой императорской виллы, которые с трудом поддаются перечислению (а тем более запоминанию), обращает на себя внимание мозаика «Голуби на чаше», еще называемая «Голуби Плиния», датируемая примерно 130 г. н.э. Эта мозаика украшала пол одной из многочисленных комнат. На этой мозаике изображена наполненная водой чаша, на краях которой сидят четыре голубя, один голубь наклонился к воде и пьет, другие в расличных позах оправляют оперение. Изображение выполнено с поразительной реалистичностью, даже натурализмом.
Это название – «Голуби Плиния», дано мозаике по причине ее похожести на описание, читаемое у Плиния Старшего (24-79 гг. н.э.) в его «Естественной истории», в главе, где он рассказывает о павиментах – каменных полах и их мозаичном украшении. Плиний описал мозаику из Пергама, изображавшую на полу остатки еды, причем так натурально, как будто это был не убранный после трапезы мусор. Там же был изображен голубь, пьющий, видимо, из такой же "нарисованной" лужицы, причем тень его ложилась на воду и придавала всему изображению необыкновенную реалистичность. Еще Плиний описывает чашу – кантар, на краях которой сидели голуби и грелись на солнце. Плиний назвал и мастера, выполнившего эти удивительные мозаики, -- их сделал художник Сос. Упоминание о Сосе более нигде не встречается, а сама мозаика из Пергама либо не сохранилась, либо еще не обнаружена.
Вот это место у Плиния: «Павименты впервые появились у греков, выкладываемые с искусством, выработанным на основе живописи, пока такое искусство не вытеснили литостроты. Самым знаменитым в этом роде искусства" был Сос, который в Пергаме выложил так называемый асаротос ойкос, который называется так потому, что он из маленьких кубиков, окрашенных в разные цвета, воспроизвел, словно так и оставленные, остатки от трапезы на павиментах и все что обычно выметается. Замечателен там голубь, пьющий воду и затемняющий ее тенью от своей головы. Другие голуби греются на солнце и чистятся, усевшись на краю кантара».
Поразительно, что римские мозаичные картины, выполненные с таким искусством, с такой тонкостью, служили украшением пола! Мы знаем, что римские мозаики как правило не несли никакого идейного смысла, они предназначались чисто для декоративных целей. Люди античной эпохи любовались красотой мира, буйством красок природы, изяществом ее форм, и искусство того времени воспроизводило эти краски, эти формы с потрясающей нас, живущих в XXI веке, точностью и тонкостью. Художники рима умели изображать сложнейшие оттенки цвета, малейшие детали формы.
И чаша на тивольской мозаике изображена объемно, отливает всевозможными оттенками бронзы. Она стоит на ножках, имеющих вид свернутых листов. Ее тень и полутени ложатся на белую плиту, служащую ей постаментом. Световые блики лежат на внутренней и внешней поверхности и на ручке чаши. Край чаши украшен поребриком. Можно даже видеть едва заметный рисунок под ее ручкой. Птицы, сидящие по краям чаши, изображены натурально, в разных поворотах, видны их торчащие перья. Вода в чаше расходится кругами от клюва пьющего голубя.
Этот памятник римской мозаичной живописи являются прекрасной иллюстрацией к характеристике изобразительного искусства времени Адриана, которую дал Александр Бенуа: «Признаками этих вкусов можно считать реализм, доходивший до преследования иллюзии, игривую грацию и остроумную изобретательность, нередко впадавшую в вычурность. Античное искусство переживало в то время своего рода эпоху "барокко" - оно уже было "разменяно", ослаблено учениями любителей и теоретиков, обезличено эклектизмом. Но именно в это же время (как и в XVII в., в дни настоящего барокко) высоко развилась виртуозность в изображении видимого мира и чрезвычайно богатая декоративность».
Тема чаши с птицами была широко распространена в античном мире. Она продолжила существование и в раннем средневековье. В этом можно видеть преемственность сюжетов и композиций, перешедших от античности. Но характер изображения, а главное, его художественная программа изменились.
Если античная живопись служила для украшения жилища людей, для услаждения эстетических вкусов, то есть тому, чтобы сделать земную жизнь приятной, то с утверждением христианства искусство было призвано служить иным целям. Наслаждение, которое в эпоху поздней античности полагалось главной целью земной жизни, в эпоху христианства было категорически отвергнуто и осуждено. Целью земной жизни стало обретение вечного спасения через соединение со Христом. Главной заботой человека стало спасение души, борьба с грехом, противостояние низменным страстям. Не материальное, а духовное стало главным для человека. Теперь все, что было в искусстве телесного, отходило на второй план. И если античные художники добились совершенства в изображении видимых материальных предметов, то перед христианским искусством встала иная, гораздо более трудная задача -- изобразить невидимое, трансцендентное. И христианское искусство нашло решение этой задачи – оно отказалось от натурализма античности, и поставило на его место символизм. С этого времени главным предметом христианского искусства становиться символ – изображение, которое соединяет видимое и невидимое. Символ зримо отражает, "являет", вводит в видимый мир сущности иного мира, -- мира невидимого, духовного. Того мира, в котором пребывают ангельские силы и души святых, а также падшие духи и души грешников.
Для изображения духовного понадобились новые художественные средства. И они появились. К V-VI векам христианское искусство явилось во всей силе и пышности. Об этом свидетельствуют сохранившиеся художественные памятники той эпохи. Мы рассмотрим их на примере памятников Равенны, мозаик мавзолея Галлы Плацидии.
Этот мавзолей – крестообразное в плане здание, богато украшенное мозаиками. В его глухих люнетах (арочных проемах) размещены четыре парные изображения апостолов в полный рост в сенаторских тогах. В этих тогах, в этих позах, в воздетых в традиционном римском приветствии руках читается живая связь средневекового искусства с античностью (ср., например, со статуей имп. Августа).
На двух композициях у ног апостолов помещено изображение голубей, пьющих из чаши, композиционно восходящие к «Голубям Плиния». Но по сравнению с мозаикой из Тиволи, голуби Равенны изображены более обобщенно. Мозаика находится высоко на стене, и предназначена для рассматривания с дальнего расстояния. Поэтому она выложена очень насыщенным цветом, изображение предельно контрастно. Она не производит впечатления объема. Художник не изображает мелких деталей, -- издалека их невозможно было бы разглядеть.
И голуби, и чаша, и вода – все имеет символическое значение.
Вода – один из главных символов христианства. Водой совершается таинство крещения. Водой утоляется жажда, причем жажда духовная, как о том повествуется в Евангелии от Иоанна, в сцене встречи Иисуса Христа с саморянкой. Иисус Христос, повстречав у колодца женщину, попросил у нее воды, сказал женщине «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую…, всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
Голубь также имеет глубокое значение. Голубь принес Ною оливковую ветвь, означавшую окончание потопа и возвращение к жизни. В виде Голубя является Дух Святой, сходя на Иисуса Христа в момент крещения.
Чаша – это символ евхаристической чаши, в которой совершается таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. На тайной вечери Иисус Христос, взяв чашу, подал ее апостолам со словами «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф 26:26–28). Эти слова вошли в чинопоследование всех известных христиаских литургий, включая литургии апостола Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоустого.
О мозаиках Равенны прекрасно сказал русский искусствовед Павел Муратов: «Итальянские мозаичисты любили немногие, густые и глубокие цвета — синий, зелёный и винно-красный. Необычайно и как-то непостижимо глубок очень тёмный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии. В зависимости от игры света, проникающего сюда сквозь маленькие оконца, он изумительно и неожиданно прекрасно переливает то зеленоватыми, то лиловыми, то багряными оттенками. На этот фон положено знаменитое изображение юного Доброго пастыря, сидящего среди белоснежных овец. Полукруги у окон украшает крупный орнамент с оленями, пьющими из источника. Гирлянды листьев и плодов вьются по низеньким аркам. При виде их великолепия невольно думается, что человечество никогда не создавало лучшего художественного средства для убранства церковных стен».
Материалом мозаики была смальта -- непрозрачные стекло, в производстве которого использовались окислы металлов, дававшие цвет. Кусочки смальты выкладывали под разными углами друг ко другу и к поверхности, что создавало эффект мерцания зелёных, синих, белых и красных цветов и оттенков. Смальта не подвержена старению, поэтому через века сохраняет свежесть и насыщенность цвета.
Именно так сегодня воспринимаются мозаики Равенны. Зритель попадает в удивительный мир. Над ним - густого синего цвета небесный свод, как будто сама ночь зажгла на небе яркие звезды. Все мерцает в дрожащем воздухе. Проходят века, но время не властно над живописью Равенны.
Мозаики Равенны -- это вечная живопись, это сама «мерцающая вечность».
Литература
Адриан // Большая Российская энциклопедия.
А.Н. Бенуа. История живописи всех времен и народов. Том 1.
Плиний Секунд. Естественная история.
Равенна. // Большая Российская энциклопедия.
Галлы Плацидии мавзолей. // Православная энциклопедия.
Павел Муратов. Образы Италии.