17,6K подписчиков

Каким классическим композиторам понравился бы симфо-метал, если бы они жили в наши дни?

152 прочитали

В такой формулировке этот вопрос не имеет ответа. Если бы, скажем, Гайдн жил в наши дни, он просто не был бы Гайдном. Гайдн был продуктом XVIII века. Мы не можем представить себе Гайдна за сочинением музыки, которую он фактически сочинил, если бы он родился, скажем, даже в прошлом веке.

Кроме того, если бы он и его современники (в основном Моцарт и Бетховен) родились в 1970, 1956 или 1932 году, а не в 1732 (Гайдн), 1756 (Моцарт) и 1770 (Бетховен), их бы не существовало в XVIII веке, и вся история западной музыки была бы другой. Поэтому мы не можем говорить о том, каким было бы настоящее, учитывая выдуманную историю...

Альтернативный вариант этого вопроса таков: что бы классические композиторы тех времён подумали о симфо-металле, если бы мы смогли перенести их в наше время? Пожалуй, они были бы настолько поражены культурным шоком от пребывания в XXI веке, что их реакция на какую-то там музыку была бы тривиальной по сравнению с этим.

В такой формулировке этот вопрос не имеет ответа. Если бы, скажем, Гайдн жил в наши дни, он просто не был бы Гайдном. Гайдн был продуктом XVIII века.

Во-первых, композиторы классической эпохи были бы поражены вещами, которые мы считаем само собой разумеющимися, такими как электричество из розетки, не говоря уже о записанной музыке, что было немыслимо в их время. Далее, композиторам, особенно в старости, как правило, явно не хватает сочувствия к музыке, которая приходит после них.

И.С. Баху не нравилась музыка даже его собственных сыновей, хотя по крайней мере трое из них были выдающимися композиторами сами по себе. Гайдн признавал гениальность Моцарта, но был гораздо более сдержан в отношении Бетховена. И так далее.

Некоторые люди находят симфо-метал абсурдным. Это вовсе не сплав классической музыки и метала: это метал с лёгким вкраплением элементов классической музыки — в основном звучания оркестровых инструментов, и с неопредёленно оркестровым использованием клавишных.

Звучание симфо-метала может быть «приятно классическим» для его поклонников, но критически важная музыкальная грамматика, лежащая в основе этой музыки — совсем не классическая или романтическая музыка, а метал, несколько «расширенный», чтобы подпускать характерные инструментальные пассажи, но всё же метал. Вот почему на классических композиторов он не произвёл бы никакого впечатления.

Добавьте к этому тембр металлических гитар, и вы получите большой элемент шума (дисторшн с высоким коэффициентом усиления), который мы, любящие электрогитару, считаем нормальным и «вкусным», но который классические композиторы сочли бы просто немузыкальным.

Такая техника, как разработка вариаций, в которой Бетховен стал мастером, используется даже самыми прославленными симфо-метал группами способом, который можно смело назвать любительским.

Когда симфо-метал действительно звучит настолько, насколько это возможно, как классическая музыка, часто с использованием старинных инструментов и тембров, в результате получается лишь стилизация под упрощённые виды классической музыки, которая заставила бы даже такого широко мыслящего человека, как Гайдн, спросить: «Как же так получилось, что прошло более 200 лет, а вы по-прежнему создаёте музыку, которая звучит как весьма посредственный материал из моего времени»?

Это не значит, что симфо-метал не имеет никакой ценности. Если вам он нравится, слушайте. Этот жанр успешно доносит определённый настрой до определённого типа слушателей. Но это связано с личными предпочтениями.

Итак, никакой Nightwish нельзя сравнивать с Гайдном, Моцартом или Бетховеном. О Nightwish следует судить в сравнении с Celtic Frost, Therion или Dimmu Borgir. Гайдн, Моцарт и Бетховен вряд ли бы посочувствовали этой музыке.

По материалам публикации Alex Johnston (англ.), который представился как «писатель, редактор, отец, ирландец, музыкант и иммигрант».