Принадлежащий правительству республики алкогольный холдинг «Татспиртпром» по итогам 2023 года стал производителем № 2 по объемам сорокаградусной в России, но конкуренты дышат в затылок.
Уступил лидерство
АО «Татспиртпром» (ТСП, бренды Tundra, «Русская валюта», «Ханская»), которое на протяжении первых 8 месяцев прошлого года занимало первое место по выпуску водки в стране, на финише уступило лидерство. На первое место по итогам 2023 года вырвался производитель водки Novabev Group (бренды Beluga, «Беленькая», «Мягков»). С его конвейера сошло 9,9 миллиона дал этого горячительного напитка, тогда как татарстанское предприятие показало итоговый результат в 9,5 миллиона дал.
При этом Novabev Group ухудшил свой прошлогодний результат (тогда он произвел 10 миллионов дал водки), а Татспиртпром, напротив, улучшил, показав рост объема на 2% (9,3 миллиона дал). Третьим крупнейшим производителем водки в России стала Алкогольная сибирская группа (марки «Белая березка», «Хаски») – 7,86 миллиона дал, четвертый результат показала ГК «Руст» («Русский стандарт», «Зеленая марка»). На пятой строчке расположился «Башспирт» («Белая крепость», «Золото Башкирии»), за год увеличивший производство на 14% – до 4,49 миллиона дал.
По данным Госалкогольинспекции Татарстана, в 2023 году предприятиями Татспиртпрома в целом было произведено 10,9 миллиона дал алкогольной продукции. В среднем за месяц в республике выпускалось 911,4 тысячи дал алкоголя, в том числе 791,8 тысячи дал водки. Отметим, что ТСП держится на второй строчке как минимум второй год подряд.
– Второе место удерживать очень тяжело, – отметил «Вечерней Казани» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз. – Быть лидером вообще очень сложно. Конкуренты отслеживают все, что ты делаешь, следят за каждым твоим шагом буквально с лупой. Поэтому первым трем компаниям всегда очень сложно. Остальным – тоже непросто. Но этим особенно, потому что все стремятся занять их место.
Гендиректор Татспиртпрома Руслан Максудов рассказывал в интервью СМИ, что предприятие было лидером по объемам производства почти три года подряд – c 2015 по 2017 год. Этому поспособствовал контрактный розлив, который занимал больше половины от всего объема выпуска продукции.
Но затем компания решила сконцентрироваться на собственных марках. Это произошло после того, как российский Минфин в 2017 году изменил схему распределения доходов от акцизов: часть стала возвращаться в регион исходя не из объемов произведенного в нем алкоголя, а пропорционально продажам. По итогам 2020-го Татспиртпром был третьим по производству водки (9,2% рынка). Его опережали «Белуга Групп» (13,1%) и холдинг Roust (10,9%).
Потеряли десятки экспортных рынков
По данным компании «Градус» значительная часть произведённой в России водки ранее поставлялась на экспорт: преимущественно в Европу и США. Но, как известно, шестой пакет западных санкций, принятый в июле 2022 года, включил в себя запрет на экспорт отечественной алкогольной продукции в страны ЕС. В общей сложности больше 40 стран наложили вето на ввоз на свою территорию отечественных крепких напитков. США установили препоны для российской водки еще в марте 2022 года, а в Канаде начали ограничивать ее поставки в феврале того же года.
Президент компании Ladoga Вениамин Грабар признавал, что это сильно ударило по российским производителям. Только его компания потеряла 45 экспортных рынков. Экспорт водки снизился почти втрое.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз отметил «Вечерней Казани», что «Татспиртпром» «ориентирован мудро и грамотно», у него «не было гигантских объемов экспорта на Европу и Америку». В отличие, к примеру, от компании нашего земляка Рустама Тарико, выходца из Мензелинского района Татарстана. По свидетельству собеседника издания, ГК «Руст» поставляла большие партии алкоголя именно в европейские страны.
– Лет десять назад это была вообще экспортно ориентированная компания: 65 % водки «Русский стандарт» предназначалась зарубежным потребителям, – говорит он.
Дробиз полагает, что наиболее грамотные участники алкогольного рынка начиная с 2014 года понимали, что экспорт российской водки находится под угрозой: «Его могли «тормознуть» в любой момент». Уже тогда, напоминает директор ЦИФРРА, в наш адрес стали вводиться экономические санкции. Тем не менее отечественные алкогольные предприятия стремились развивать экспорт.
Что же касается Татспиртпрома, он, по словам Дробиза «в это время активно захватывал российский рынок – 2014-2016-ый стали для предприятия годами реформ. Фактически на базе старой компании создавалась новая. Пришла другая команда и т.д.». Это подтверждают данные самого предприятия. Оно сообщало СМИ, что, в частности, доля экспорта в его продажах в 2016 году составила менее одного процента.
– Если брать падение экспорта в европейские страны, Татспиртпром, наверное, практически ничего не потерял. Его огромный объем производства ориентирован, в основном, на внутренний рынок, – констатирует собеседник издания.
Продажи крепкого алкоголя достигли максимума
Зато в России вырос внутренний рынок водки.
– В 2021 году наша страна отправила на экспорт 60 млн литров водки, а в 2023 году – только 20 млн литров. Но производство не упало, потому что внутреннее потребление водки выросло и компенсировало падение поставок за рубеж, – констатирует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА.
Собеседник издания объясняет это тем, что «в тяжелые времена пьют больше крепких напитков». По данным аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, розничные продажи крепкого алкоголя в России в 2023 году выросли на 3,6% до 7,2 л на душу населения. Это максимум за последние семь лет (с 2017 года). В структуре продаж свыше двух третей занимает водка.
К крепкому алкоголю относятся водка, бренди (включая коньяк), джин, виски и спиртосодержащие настойки из фруктов и трав. Водка обычно содержит от 40 до 50% алкоголя, примерно такой же процент алкоголя содержится в виски, содержание алкоголя в коньяке равняется примерно 38-40%, в джине – 38-45%, в разных видах алкогольных настоек – от 18 до 35%.
Вадим Дробиз говорит, что рынок водки в России стабилен на протяжении последних 7-8 лет. Вместе с тем эксперт спрогнозировал усиление конкуренции между производителями сорокаградусной, заметив, что «они вводят новые бренды, стараются занять рынок. А параллельно все еще пытаются производить виски, ромы, джины и ликеро-водочные изделия». При этом эксперт подчеркнул, что импорт крепкого алкоголя в Россию «остался в своих объемах и на своих местах».
Просто рынок виски увеличился почти в 2 раза за счет того, что появился российский виски. Но на импортном виски это никак не отразилось. То же самое и джин: сколько его привозили и пили, столько привозного импортного и пьют, – говорит он.
По словам собеседника «Вечерней Казани», раньше виски, ром, джин, текила в нашей стране были исключительно дорогими продуктами, «а теперь появились их варианты для «нищих» российского производства». Больший прирост среди водок также показывают бюджетные бренды: «народ нищает и покупает дешевую продукцию».
Участники алкогольного рынка констатировали, что после ухода иностранных компаний, занимавших лидирующие позиции, на российском рынке освободились новые ниши. К импортозамещающим позициям они относили джин, виски, ликеры, аперитивы, дижестивы, биттеры и т. д.. Как следствие, в 2022–2023 годах рост их производства составил 100%. Не остался в стороне и Татспиртпром. В 2022 году по собственной информации предприятия его продажи менее крепких напитков (настоек, ликеров и так далее) выросли на 37,4%.
В 2023 году ТСП продолжил расширять ассортимент выпускаемой продукции. В этом перечне настойки горькие, самогон, водка, джины, ликеры десертные.
Но отечественный алкоголь (включая виски, ром и джин) уверен директор ЦИФРРА, вышел в прошлом году на пик. Как результат, соперничество между производителями возрастет и на этих рынках.
По данным компании NielsenIQ в течение 2023 года в алкогольной отрасли появилось 1610 новых марок. Руководитель группы по работе с клиентами Nielsen Илья Смирнов также подтверждает, что сейчас на алкогольном рынке усиливается активность игроков, идет борьба за новые позиции.
6 февраля президент Ассоциации производителей «Русской водки» (АПРВ) Владислав Спирин, выступая на «АлкоКонгрессе-2024», обратил внимание на тот факт, что отечественные производители еще в 2022 году начали активно осваивать производство джина и виски. Однако, если тогда импорт этих крепких напитков существенно сократился, то в прошлом году поставки из-за рубежа восстановились: «Это привело к профициту крепкого алкоголя на рынке».
По данным компании «Градус» сегмент продаж водки является наиболее высококонкурентным, на этом рынке продаётся более 700 водочных брендов, произведённых в разных регионах РФ, из которых долю не менее чем в 1% продаж занимает около 30 торговых марок.
Лидером в продажах по итогам 2023 года стал бренд «Финский лёд» (11% рынка), произведённый ООО «Эльбрус Спиритс» в Кабардино-Балкарии. Из крупных производителей водки на этом рынке хорошо представлена компания «Татспиртпром» с марками «Русская валюта» и «Тундра», а также компания «РУСТ» с брендами «Талка» и «Зелёная марка».
Что роднит Татарстан с Алтаем?
В декабре прошло года Татспиртпром продал пивоваренный завод «Белый Кремль». компании «Объединенные пивоварни — холдинг». В пресс-службе компании подчеркнули, что в 2024 году «Татспиртпром» продолжит реализацию ключевых инвестиционных проектов, которые требуют «отдельного внимания и усилий, чтобы поддержать лидирующие позиции на рынке крепкого алкоголя».
А 6 февраля Татспиртпром провел в Москве презентацию обновленного водочного бренда «Алтай», сообщил отраслевой интернет-ресурс «Спиртные напитки». Этому бренду в 2024 году исполняется 30 лет (он появился на российском рынке в середине 1990-х годов). Благодаря татарстанскому предприятию он возвращается на рынок с глубокой проработанной идеей, в новом дизайне.
В конце июня прошлого года Интерфакс сообщил о том, что ТСП приобрел у российской структуры французского концерна Pernod Ricard (PR) неисключительную лицензию на использование в течение пяти лет водочного бренда «Алтай».
Сумма лицензионного договора составила 125 млн рублей из расчета 24 рубля за каждый произведенный литр напитка. Таким образом, новая лицензия позволит ТСП разлить 520,8 тыс. декалитров водки под этим брендом. Pernod Ricard в конце апреля 2023 года прекратил весь экспорт своих международных брендов в Россию (в портфеле компании виски Chivas Regal, Jameson, Ballantine's, водка Absolut, текила Olmeca, ром Havana Club, шампанское Mumm и Perrier Jouet и другие напитки).
ТСП разливает водку «Алтай» (позиционируется как премиальный водочный бренд) с 2018 года по лицензии на своем Усадском ликеро-водочном заводе и в рамках соглашения по контрактному производству полностью освоил технологию выпуска этого напитка.
Промышленная группа Pernod Richard, специализирующаяся на выпуске алкогольных напитков и имеющая заводы в 20 странах мира, еще в середине 90-ых годов вознамерилась включить Россию в географию своего производства, сообщала газета «Коммерсантъ».
Первым ее проектом стал выпуск под Барнаулом водки «Алтай» по старинным русским рецептам. Руководитель департамента международного развития Pernod Richard Андре Силера (Andre Silaire) полагал, что этот бренд ничем не уступает всемирно известным Smirnoff и Absolut. В 1992 году на мощностях Змеиногорского ликеро-водочного завода было создано совместное предприятие по выпуску водки «Перно Ришар — Алтай».
Предполагалось, что 70% выпускаемой СП водки будет продаваться за пределами России. Остальные 30% продукции (в 1994 году — около 100 тыс. бутылок емкостью 0,7 л) поступят на внутренний рынок. Но в итоге водку «Алтай» начали разливать на Иткульском спиртзаводе. Змеиногорский ЛВЗ обанкротился в середине 2000-х. К такому же финалу в 2019 году пришел и Иткульский спиртзавод. Но предприятие выкупило российское представительство голландского холдинга Marussia Beverages за 15 млн евро (около 1,03 млрд рублей).
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз называет водочную марку «Алтай», которую взялся осваивать Татспиртпром, популярной.
– Алтайский край вроде бы предъявляет какие-то претензии на то, что этот бренд должен им принадлежать. Но предприятие его легально купило и будет развивать. Это очень хороший бренд. Он даже может стать лидером Татспиртпрома, – отметил собеседник издания.
И действительно, не далее как 16 февраля этот вопрос поднимался на выездном расширенном заседании комитета Алтайского краевого законодательного собрания (АКЗС) по промышленности, предпринимательству и туризму – оно прошло на уже упомянутом Иткульском спиртзаводе.
В частности, председатель комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семенов отметил, что «часто бренды «Алтай» и «Произведено на Алтае» используются предприятиями, которые никакого отношения к Алтайскому краю не имеют». Как яркий пример он как раз привел случай с водкой. Семенов напомнил, что в свое время собственник торговой марки «Алтай» продал ее в Татарстан, и теперь эта продукция производится в другом регионе. Председатель комитета считает, что «отрыв бренда от его географического расположения вводит в заблуждение потребителей».
К тому же, как сообщила исполнительный директор ОАО «Иткульский спиртзавод» Ольга Клюкина, предприятие после смены собственника начинает восстанавливать докризисные мощности. Алтайские депутаты задумались о возвращении местных брендов «на родину».
Смена партнера в Азербайджане
В 2023 году Татспиртпром достиг максимального показателя по отгрузке готовой продукции за последние десять лет. В том числе сейчас предприятие поставляет свою продукцию в 11 стран мира, экспорт вырос на восемь процентов по сравнению с 2022 годом, — рассказал на итоговой коллегии сообщил руководитель Госалкогольинспекции Татарстана Жаудат Ахметханов.
Кроме того, Татспиртпром продолжает производство собственных торговых марок на сторонних мощностях на территории России и за ее пределами. Сторонние российские площадки под брендом ТСП в прошлом году произвели 659 тысяч декалитров алкогольной продукции, что на 2,7 процента превышает уровень 2022 года.
Еще в октябре 2019 года Минпромторг Татарстана сообщил о том, что Татспиртпром открыл первое производство за рубежом. Завод «RusAzeriSpirits» в городе Гусар в 180 км от Баку – проект, реализуемый совместно с крупнейшей компанией Азербайджана, специализирующейся на импорте напитков и продуктов питания, а также лидером по дистрибуции алкоголя «Carcıoglu Group».
Первоначальные инвестиции партнеров оценивались в 2 млн долларов. В первые два года работы нового производства планируется дополнительно инвестировать еще 3 млн долларов. Татспиртпром планировал довести мощности нового завода до 1 млн декалитров год, что позволило бы «RusAzeriSpirits» производить 20% от годового объема потребления водки в Азербайджане.
Помимо водок Tundra и Graf Ledoff, которые уже в 2018 году начали разливаться и реализовываться в этой республике, на новом заводе планируется производить и другие бренды ТСП – «Ханская», «Русская Валюта» и др. Кроме них на заводе планировали разливать торговые марки других российских и иностранных производителей алкоголя.
За два–три года предприятие намеревалось занять 20% местного рынка водки объемом 5,5 млн дал в год. Основным препятствием для осуществления этих планов гендиректор Татспиртпрома Ирек Миннахметов считал большую долю контрафактной продукции в Азербайджане. По оценке директора ЦИФРРА, нелегальная водка там занимала около 60–65% рынка.
На данный момент известно о завершении этого сотрудничества. Причины не называются. В настоящее время Татспиртпром ведет переговоры с новым партнёром по размещению контрактного производства на мощностях завода «Azgranata» (Азербайджан) водок Tundra и «Ханская».
Кроме того, в третьем квартале 2023 года на мощностях предприятия ТОО «Гeom» (Казахстан) было запущено производство водки «Хлебная». Общее количество произведенной продукции составляет 12,8 тыс. дал. Производство водки Tundra Autthentic на мощностях компании JSC «Apu Company» (Монголия) составило 1,3 тыс. дал. В Узбекистане, на сторонней площадке АО ИИ «Toshkentvino Kombinati» было произведено 24,2 тыс. дал. На мощностях ОАО «Гродненский ликеро-водочный завод» (Республика Беларусь) были произведены водки Tundra Autthentic, Tundra Nordic, Tundra Морошка общим объемом 3 тыс. дал.
Наша справка
АО «Татспиртпром» — крупнейшая алкогольная компания России, входящая в ТОП-3 общенационального рейтинга производителей водочной продукции. Создана в 1997 году решением Правительства Татарстана.
Сейчас в структуру компании входят два спиртовых завода, два ликероводочных завода, винзавод «Vigrosso», торговое предприятие «Алкоторг» и логистический центр. Общая численность работников составляет 3,5 тысячи человек.
Производственные площадки филиалов Татспиртпром выпускают водки, ликеро-водочные изделия, коньяки, виски, аперитивы, бальзам, а также спирт класса «Альфа». Ассортиментная линейка состоит более чем из 30 торговых марок. Ведущие бренды водки «TUNDRA», «Русская валюта», «Graf Ledoff», «Ханская», «Купава», «Алтай», «Akdov», «Хлебная», «Старая Казань», «Татарстан», бальзам «Бугульма» и ликер «TUNDRA Bitter».
Продукция компании представлена во всех регионах Российской Федерации. АО «Татспиртпром» активно развивает экспорт - продукция компании поставляется в Китай, Турцию, Казахстан, Туркменистан, Белоруссию, Киргизию, Узбекистан, Корею, Абхазию, Ирак, Монголию.
Автор: Любовь Шебалова