В заключение - то, что не вошло в предыдущие посты.
Исправляю свою ошибку. Когда мы ездили в Кхаджурахо в заповедник на мотоцикле, Таня не только сидела сзади и снимала, ей удалось и немного порулить – покаталась и по пустой дороге рядом с заповедником, и по улицам.
В Кхаджурахо на неё смотрели удивлённо. Нет, женщин за рулём всяких двухколёсных железок встретить можно, но это как правило скутеры с вариатором. Мотоцикл с коробкой передач, да ещё довольно мощный – это здесь всё-таки привилегия мужчин.
Да, мощный.
Не смейтесь, байкеры: Royal Enfield с движком на 350 кубиков для Индии, которая в массе своей пилотирует полумопеды с движками 120-150 кубиков – шикарный мощный мотоцикл.
А ещё мы увидели (просто случайно на улице попался) вот такого удивительного зверя:
Тот же Роял Энфидл, старенький уже. Но: задний тормоз слева, рычаг переключения передач - справа! Оказывается, и такие делали.
Так мы плавно и подошли к теме транспорта в Индии.
Ситуация здесь в чём-то напоминает мне Иран, где мы были относительно недавно. Мотоциклов на дорогах много. Как правило, это "кони" с двигателями 100-150 кубов и, опять-таки как правило, их стараются использовать на 200-300 процентов. Попадаются, конечно, на дорогах "одинокие ездоки",
но часто на мотоцикле едут и двое, и трое взрослых людей. Иногда и целое семейство с детьми.
И/или со скарбом,
а иногда - и домашними животными. Это я друзьям писал прямо по дороге:
Видел я здесь и знакомую уже по Ирану систему - хурджины для мотоцикла
Но если в Иране это можно увидеть на каждом шагу, в индии я видел такое всего несколько раз.
У всех мотоциклов разная судьба. Везёт не всем.
Есть интересная особенность - дамы (на заднем сиденье, не за рулём, конечно) садятся на мотоцикл боком. Им так удобнее.
А эта вот - бунтарка, верхом сидит :)
140 км/ч тут, конечно, никто не ездит, да и не поедет слабенький мотоцикл с таким грузом 140. Но 60-70-80, а иногда и 90 км/ч, до которых они разгоняются, вполне достаточно, чтобы при падении размотало вполне прилично. Как вы понимаете, из защиты только иногда шлемы (процентах в 30-40 случаев в городах, за городом чаще без них), даже элементарные наколенники/налокотники, как и другую защиту, никто не использует. Но ездят как-то, не боятся. Впрочем, ДТП я тут почти не видел (пара за всю поездку), а просто упавших мотоциклистов - не видел вообще. Наблюдали одно падение мотоцикла при столкновении с автомобилем,
но скорость там была близка к нулевой, так что всё обошлось.
Есть, оказывается, и техническое решение проблемы недостаточной грузоподъёмности и устойчивости двухколёсного мототранспорта. Я видел такие конструкции со второго дня нашего путешествия. Сначала думал - показалось. Потом понял - нет, глаза не подводят, действительно едет скутер с ТРЕМЯ колёсами! Всю поездку охотился за такими устройствами (их не так уж много на дорогах), но всё никак не удавалось нормально снять.
Повезло мне в финальный день в Дели. О чудо - и нашёл такой скутер, и сфотографировал, и с хозяином даже немного поговорил.
Колёс у него по факту не три, а четыре - к стандартному скутеру приделываются по бокам примерно на уровне задней оси ещё два колеса и, иногда, какие-нибудь грузовые платформы - здесь уже всё зависит от таланта и фантазии творца. Привода от двигателя на эти дополнительные колёса нет, тормозов на них я тоже не увидел. Получается такой повзрослевший детский велосипед с боковыми колёсами, типа такого :)
Все эти переделки - чистый handmade, хотя я удивляюсь, как никто ещё не освоил хотя бы мелкосерийное производство таких агрегатов.
Дело в том, что здесь (как и в Иране, кстати) мотоцикл - это эрзац, не вполне полноценный заменитель машины. Денег нет (ни на машину, ни на бензин, ни на обслуживание), а ехать хочется. И семью везти нужно. И вещи. Значит, надо научиться возить всё это на аналоге нашего советского "Минска". И у индусов это вполне получается! У нас, если помните (кто застал), в советские времена тоже такое было, только в связи с особенностями дорог и климата нишу эту занимали мотоциклы с колясками.
Сейчас слова "На машину денег не хватает, куплю мотоцикл" (как и "на водку денег нет, куплю вина пару бутылок") звучат странно.
Ну и ещё, конечно, климат вносит коррективы: в Индии мотоцикл - транспорт круглогодичный.
А как решают проблему увеличения грузоподъёмности и устойчивости путём приделывания дополнительный колёс, я уже рассказал.
Ну и как развитие направления приделывания доп.колёс к скутерам на дорогах присутствуют различные виды тук-туков, как пассажирских
...так и грузовых
Впрочем, ничто не ново под луной - в нашей истории тоже был грузовой мотороллер "Муравей"
Вообще движение тут в часы пик (да и не только) с точки зрения даже московского водителя - класса "леденящий душу пи..ец". Кто едет, куда едет, кто куда поворачивает - для внешнего наблюдателя огромная загадка.
Ну и поворотники- только для тех, у кого херово с телепатией. В массе с телепатией тут у всех норм, так что поворотники - только элемент дизайна. Если они ещё целы.
Зеркал заднего вида на многих транспортных средствах просто нет. Или они сложены - чтобы не сломались случайно. На мотоцикле, который мы арендовали, их не было.
А как же манёвры совершать? Как других участников движения поставить в известность о том, что ты что-то задумал?
А для этого есть сигнал!
Собрался перестраиваться? Жми на бибику! Хочешь повернуть? Ну, ты понял.
Бибикают все, бибикают всегда, бибикают по любому поводу. И без повода тоже бибикают. У меня даже иногда создавалось впечатление, что как минимум половина водителей на самом деле слепые и ориентируются, как летучие мыши, по отражённому от других участников движения звуку своего сигнала.
На заднем борту грузовиков и прицепов часто даже пишут напоминание:
"BLOW HORN!" - "БИБИКАЙ!"
Хотя для Индии такое напоминание, я считаю, лишнее.
Грузовики мы фотографировали не очень активно, но красоты они неповторимой. Чисто индийской :)
На каком-то грузовике я увидел болтающиеся сзади чёрные полосы (судя по всему, водитель нарезал полосками старые камеры и прикрепил их сзади к бамперу - своего рода юбка получилась). Спросил у гида:
- А это зачем сделали?
Гид посмотрел на меня, как на дурака, дескать, что тут непонятно?
- Как зачем? Для красоты!
Красота - она такая :)
Нет денег на мотоцикл? Есть альтернатива - велосипед!
Если Вы живёте в Индии и у Вас двухколёсный велосипед (а есть и трёхколёсные - велорикши и велосипеды с грузовой платформой)
...то на нём наверняка будет вот такая подножка:
А сам велосипед будет похож на старую советскую "Украину"
Ну а если деньги на автомобиль у Вас есть и Вы любите авторетро и проходимые машины, Индия приготовила для Вас подарок. Royal Enfield - не единственный реликт, сохранившийся в Индии. Компания Mahindra Group под названием Mahindra Thar до недавнего времени выпускала практически Willys MB - знаменитый внедорожник времён войны. Вот он на фотографиях из интернета:
...а вот на индийских улицах.
Во втором поколении внешность (и внутренности) автомобиля облагородили, но характерные черты Виллиса во внешности ещё остались.
Ну и немного про пешеходов.
Правила безопасного перехода улицы в Индии:
Первое: быть ОЧЕНЬ аккуратным и внимательным
Второе: желательно надеть световозвращающий жилет
Третье и главное: ни в коем случае не выходить из гостиницы!
В словах моих есть большая доля шутки, конечно. Мёртвые и искалеченные пешеходы по обочинам не валяются. И ДТП я пока ни одного не видел. Но движение для нас абсолютно непривычное. Погуляв вечером по Агре и Джайпуру, мы (кроме прочего) выяснили следующее:
Оказывается, часть тук-туков работает не на бензине, а на электричестве (очень экологично, а главное - в городах это дешевле бензина). Днём в потоке сложно определить, кто тарахтит, а кто- нет. А вечером на дорогах посвободнее. Едет эта шайтан-арба по тёмной улице практически бесшумно (если водитель музыку не слушает), а фары эти ребята предпочитают не включать - они аккумулятор сажают. В общем, бдительность терять нельзя.
Главное, нужно помнить: переход улицы, даже по переходу- ПОЛНОСТЬЮ проблема пешехода. Специально давить не будут, но и останавливаться- тоже.
Да и переходы тут попадаются интересные. Например вот такие, ведущие в отбойник:
Все записи по этой поездке:
https://dzen.ru/suite/7bab758a-49aa-4d15-8193-8cea1c89b327
Про другие наши путешествия, если интересно, можно почитать здесь:
https://vremya-uhodit.livejournal.com/
Ну и подписывайтесь, не стесняйтесь!