Найти в Дзене
БИЗНЕС Online

Путин поддержал: что за турнир готовят в Казани в 2025 году?

Оглавление

Ждем 5–6 тыс. спортсменов до 17 лет из 50 мусульманских стран

Казань продолжает принимать крупные соревнования. «Игры будущего» уже состоялись. На 11–24 июня 2024 года запланированы Игры БРИКС. А что будет в столице Татарстана в 2025-м? Нас ждет довольно необычный турнир — юношеские Исламские игры. О том, что это такое и как соревнования помогут России наладить контакты с мусульманскими странами, рассказывает спортивный корреспондент «БИЗНЕС Online».

   Владимир Путин поддержал намерение Казани принять юношеские Исламские игры Фото: kremlin.ru
Владимир Путин поддержал намерение Казани принять юношеские Исламские игры Фото: kremlin.ru

Москва и Джидда — за идею Казани

Намерение Казани принять юношеские Исламские игры поддержал российский лидер Владимир Путин во время визита в столицу РТ на церемонию открытия «Игр будущего». На следующий день, 20 февраля, у президента РФ состоялась встреча с Рустамом Миннихановым. Президент РТ сообщил об идее нового турнира и описал его концепцию. Путин дал добро. По нашей информации, после встречи появилось официальное распоряжение приступить к подготовке соревнований, его отправили курирующему спорт вице-премьеру РФ Дмитрию Чернышенко. Затем, 5–6 марта, российскую делегацию приняли в Джидде (Саудовская Аравия), где расположена штаб-квартира Организации исламского сотрудничества (ОИС) — именно по ее линии пройдет будущий турнир.

В составе делегации были первый замминистра спорта РФ Азат Кадыров, глава «Движения первых» Тимур Сулейманов, который второй год подряд проводит в Казани молодежные форумы ОИС, и глава олимпийского совета РТ, бывший вице-президент ОКР и министр спорта РТ Марат Бариев — автор идеи юношеских Исламских игр. В Джидде они встретились с генеральным секретарем ОИС Хусейном Ибрахимом Тахой (экс-министром иностранных дел Чада), де-факто главным человеком в организации, и его заместителями. Также состоялось знакомство с представителем Саудовской Аравии в организации Салехом Аль-Сухайбани. Он давно работает в структуре ОИС, знает многие страны и может помочь в продвижении идеи Казани. Что немаловажно, Аль-Сухайбани неоднократно бывал в Казани. Последний визит его состоялся на KazanForum в мае 2023 года.

Стороны договорились о подписании в этом году трехстороннего соглашения о сотрудничестве между ОИС, минспортом РФ и правительством РТ. Это может произойти как KazanForum или на саммите ОИС, который запланирован в марте в Гамбии. ОИС не против участия Татарстана в саммите: это будет хорошая возможность рассказать будущим участникам о новом турнире и в целом наладить деловые связи.

   В составе делегации были первый замминистра спорта РФ Азат Кадыров, глава «Движения первых» Тимур Сулейманов, который второй год подряд проводит в Казани молодёжные форумы ОИС, и глава олимпийского совета РТ, бывший вице-президент ОКР и министр спорта РТ Марат Бариев — автор идеи юношеских Исламских игр Фото: minsport.tatarstan.ru
В составе делегации были первый замминистра спорта РФ Азат Кадыров, глава «Движения первых» Тимур Сулейманов, который второй год подряд проводит в Казани молодёжные форумы ОИС, и глава олимпийского совета РТ, бывший вице-президент ОКР и министр спорта РТ Марат Бариев — автор идеи юношеских Исламских игр Фото: minsport.tatarstan.ru

Словом, на всех уровнях инициативу Казани поддержали, что вызвало удивление у представителя России в ОИС Турко Даудова. Как говорится, Восток — дело тонкое: обычно новым инициативам в силу бюрократических причин в ОИС не дают такого быстрого движения. А тут все происходит стремительно. Возможно, в Саудовской Аравии оценили, что в Казани проделали большую подготовительную работу.

Что такое ОИС и Исламские игры

ОИС — главное исламское объединение в мире. В него на постоянной основе входит 57 стран, в том числе такие ведущие игроки, как Турция, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Египет, Пакистан. Широко представлена ОИС в Африке (Кот-д’Ивуар, Камерун, Сенегал) и на просторах СНГ (Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).

Россия вошла в организацию в 2005 году. Впервые о желании присоединиться к организации Путин заявил в 2003-м, он же продвигал работу в этом направлении. Несмотря на вовлеченность первого лица, Россию приняли только в статусе наблюдателя, в котором она пребывает по сей день. Для справки: такой же статус сейчас у Боснии и Герцеговины, Палестины, Центральноафриканской республики, Таиланда и Турецкой Республики Северного Кипра. Наблюдатель входит в ОИС, но не обладает теми же полномочиями, что и постоянные члены. Тем не менее дипломатические связи этот статус налаживать не мешает — так, действует соглашение о консультациях между ОИС и МИД РФ.

Давно работает с ОИС и Татарстан. В 2009–2011 годах представителем России в организации был экс-мэр Казани Камиль Исхаков. Сегодня с ОИС постоянно контактирует Минниханов как глава группы «Россия — исламский мир». Только на прошлой неделе он проводил в Москве встречу с послами стран ОИС.

Под началом ОИС действует ряд профильных структур, например спортивная федерация. Она проводит Исламские игры каждые четыре года по летним видам спорта. В последний раз турнир проходил в 2021 году в турецкой Конье. Он собрал 4,2 тыс. участников по 19 видам спорта. В 2025-м игры запланированы в столице Камеруна Яунде. Ранее их проводили Баку, Палембанг (Индонезия), Тегеран и Мекка. В их ряд могла бы встать и Казань, однако принять большие Исламские игры России помешал бы статус наблюдателя. Так что в Татарстане решили начать с малого.

В декабре Минниханов направил генсеку ОИС Тахе письмо с просьбой учредить новые соревнования — юношеские Исламские игры, а также доверить проведение первого турнира Казани. Этому обращению предшествовали неформальные консультации с представителями ОИС, которые дали понять, что идея может снискать поддержку. И действительно: 5 декабря Таха написал, что только рад предложению Татарстана. «Хочу выразить мою глубокую и сердечную благодарность вам и правительству Татарстана за такую важную инициативу, а также за ваш вклад в развитие исламского движения и продвижение интересов ОИС в сфере молодежи и спорта. Генеральный секретариат ОИС поддерживают вашу инициативу провести юношеские исламские игры в 2025 году в Казани», — указано в ответном письме Минниханову.

Кстати, многие интерпретируют интерес ОИС к казанскому проекту как желание вывести Россию из статуса наблюдателя и сделать ее постоянным членом. Мусульманские страны не могут не видеть, что на фоне СВО Россия еще больше развернулась в сторону Востока.

Кто приедет

В каком статусе находятся юношеские Исламские игры? Самое главное уже сделано: достигнуты принципиальные договоренности как с Россией, так и с ОИС. Это значит, что соревнования точно состоятся. Впереди — проработка всех деталей. В общих чертах концепция уже сформирована, подробности стали известны «БИЗНЕС Online».

Казанские соревнования рассчитаны на спортсменов до 17 лет по 27 видам спорта. В списке как традиционные дисциплины (плавание, легкая атлетика, бокс), так и два вида национальной борьбы — корэш и на поясах, а также фиджитал-спорт. Судя по всему, после «Игр будущего» фиджитал будет фигурировать на каждом крупном турнире в России. Также интересно, что 26 видов будут летними и только один можно отнести к зимнему. Это хоккей с шайбой. Помимо популярности данного вида спорта в Татарстане, можно отметить, что с января 2023 года в Казани с подачи «Татнефти» функционирует ассоциация развития хоккея в исламских странах.

Организаторы настроены на 5–6 тыс. спортсменов из 50 стран. Это объем, сопоставимый с «Играми будущего» и приближающийся к Играм БРИКС. Больших вложений в городскую инфраструктуру не планируется — подойдут действующие объекты, например, хоккейные матчи планируется провести не на «Татнефть Арене», а во Дворце спорта.

Турнир пройдет в июле – августе. Весной будущего года в Казань должны приехать главы делегаций стран-участников, чтобы ознакомиться с условиями. Предшествовать соревнованиями будет эстафета флага. Татарстан предложил запустить ее в Джидде и закончить в Казани. В планах организаторов масштабная образовательная, молодежная и культурная программа.

Бюджет юношеских Исламских игр пока не определен, но, по нашей информации, новый турнир в силу своей исламской направленности вызвал повышенный интерес у меценатов и спонсоров.

Артур Валеев