Феномен окрашивания прибрежного льда в зимнюю пору не является редкостью в акватории Владивостока и других морских поселений. Что кроется за подобным красивым и красочным явлением, и как часто его можно видеть в морских и в пресных водах, эти вопросы осветили в медиастудии ГТРК "Владивосток" с кандидатом биологических наук, замдиректора научного центра морской биологии ДВО РАН Татьяной Орловой.
Юрий Нурмухаметов:
- Добрый день, уважаемые радиослушатели и телезрители в студии Юрия Нурмухаметов и у нас в гостях кандидат биологических наук замдиректора научного центра морской биологии ДВО РАН Татьяна Юрьевна Орлова.
Татьяна Юрьевна, неделю назад облетела многие соцсети и средства массовой информации новость о том, что есть в Амурском заливе у Владивостока был обнаружен красный лед или «кровавый лед». Есть разные гипотезы. Кто-то говорит, что водоросли, кто-то говорит, что это рачок. Можете рассказать, что это за «красный лед», и как часто лед бывает красным, зеленым, желтым?
Татьяна Орлова:
- Спасибо, Юрий! Прежде всего, хочу сказать, что я благодарна людям небезразличным, которые нам сообщают о подобных явлениях. Несмотря на то, что мы проводим долгосрочный мониторинг в приближенных водах Приморского края, это и в Амурском заливе, и в целом во Владивостоке, все-таки регистрация подобных явлений, красочных и редких, это в основном происходит благодаря добровольцам. И когда к нам поступил сигнал, что увидели вот эти окрашивания льда в красный цвет, наши специалисты произвели там отбор проб.
Это не только красивое красочное зрелище, но это обычное явление, которое всегда наблюдалось и наблюдается и в морских, и в пресных водах. И связано с тем, что вода - это тоже замечательный субстрат, в котором можно жить и развиваться. Она окрашивается за счет организмов, которые находятся в этом льду. Как правило, чаще всего, это микроскопические водоросли или цианобактерии, которые цветом своего тельца как бы окрашивают большой концентрации льда.
В данном случае то, что мы наблюдали, это тоже достаточно распространенное явление. Это был вмороженный в лед зоопланктон, так называемые маленькие мелкие рачки. Криль -зоопланктон, который тоже окрашен, как и микроводоросли, в разные цвета. В данном случае наш криль был окрашен за счет пигмента астаксантина в красный цвет. И поэтому мы получили такую красивую картинку, которая не оставила равнодушными и средства массовой информации тоже.
Юрий Нурмухаметов:
- О чем сигнализируют, о каком состоянии экосистемы прибрежных акваторий сигнализирует то или иное природное явление в частности? Криль это, как я понимаю, хорошо, а если бы это были водоросли, это было бы гораздо хуже?
Татьяна Орлова:
- Нет, вы знаете, для природы - матушки, нет хороших и плохих. Все создания хороши и полезны, и каждый по-своему. Другое дело, когда человек вдруг наблюдает возле берега, либо на берегу какие-то выбросы. Необычная просто картинка, необычное зрелище, и об этом обеспокоены, это, конечно, понятно все.
На самом деле, окрашивание льдов и воды – это нормальное природное явление. Безусловно, эти явления могут быть более частыми, они могут более интенсивно появляться на больших акваториях, в местах, где их раньше не наблюдали. Но то, что это явление окрашивания и воды, и льда в цвета организмов, которые там размножаются, это нормальное природное явление.
Юрий Нурмухаметов:
- Что несут для нас вот эти микроводоросли? Есть несколько мнений, в том числе, что они несут определенную опасность для человека, потому что человек питается какими-то дарами моря.
Татьяна Орлова:
- Я всю свою жизнь занимаюсь этими микроскопическими водорослями, чтобы наши слушатели, телезрители понимали, обычно под водорослями понимают крупные макрофиты.
Юрий Нурмухаметов:
- Это - водоросли, морская капуста, ламинария?
Татьяна Орлова:
- Да, да, да. Но есть и микроскопические, те, которые не видны человеческому глазу, только когда их становится много, и они цветения вызывают, мы их видим. Но именно благодаря этим организмам существует жизнь на планете Земля. Потому что микроводоросли – это первичные продуценты всей пищи, которая в дальнейшем передается пищевым цепям. Поэтому они населяют абсолютно все субстраты. Они населяют океаны, они населяют пресные воды, они живут и в почве, в горячих источниках. Они живут везде, и они поставляют нам не только органическое вещество, это пастбище. Понимаете, ими всеми этими организмами, растениями, мельчайшими растениями питаются все остальные.
А вот более того, например, диатомовые водоросли вырабатывают такие незаменимые жирные кислоты, которые ни одно другое существо на планете Земля не может выработать, ну и жить без этих важных, незаменимых кислот он не может.
Почему криль окрашен? Он окрашен за счет бактерий окрашенных, которые содержат в себе пигмент астаксантин. Они его вырабатывают. Криль поедает вот эти микроводоросли и обретает пигмент. Да, у него астаксантин за счет симбиотических уже отношений вырабатывается, но, тем не менее, криль питается микроводорослями, фитопломктоном.
Потом этого рачка съедает последующие, и последующие, вот наши рыбаки выходят на подледную рыбалку, ловят там рыбку, которая уже съела всю вот эту цепочку пищевую.
То есть микроводоросли – основа пищевых цепей. И еще и кислород нам дают. То есть это они владельцы этого мира. Они его создали, они эту планету обеспечивают до последнего, и они – суть всего. И, безусловно, как любой другой организм, они умеют защищаться. Вырабатывают различные вторичные метаболиты, которые важны им.
Есть и те, которые прям цельно, правильно продуцируют очень опасные вторичные метаболиты, которые во всем мире подлежат обязательному контролю и проверке. В том числе и наши санитарные органы по законодательству обязаны проверять содержание этих токсинов, которые продуцируют микроводоросли в продуктах морского происхождения.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».