Автор — Ангелина Вовк
Суть современного альтернативного образования на примере Школы Великих Открытий
«Кто такие Монтессори-дети?» – запрос, к которому обращаются более двух тысяч раз за месяц. Вероятно, это связано с возросшей популярностью методики Монтессори, а, как следствие, и появлением большого количества мифов о ней.
Страшно всё то, что непонятно. Поэтому сегодня мы ответим на главные, столь волнующие многих родителей вопросы: что даёт ребенку обучение по системе Монтессори, и какое альтернативное образование предлагает в этой связи Школа Великих Открытий.
Средовый подход в образовании
Для ребенка создаётся определённая образовательная среда, направленная на удовлетворение соответствующих возрасту потребностей. Многие могут подумать, что насыщение пространства разного рода предметами не способствует развитию ребенка, да и сама искусственно созданная среда не научит жизни в «большом мире». Спешим развеять этот миф.
Так, например, Монтессори-материалы являются тем, что закрывает те или иные потребности детей согласно их возрасту, и могут иметь «профильную» направленность. С их помощью ребёнок может изучать язык и речь, математику, окружающий мир, а вместе с тем развивать мелкую моторику и сенсорное восприятие. Главным принципом здесь является наличие выбора: детям даётся определённая свобода действий – та, которая им посильна и работает на развитие.
По мере того, как растет ребенок, вместе с ним изменяется среда. Для каждого возрастного промежутка она будет различной.
Например, для детей от 6-ти до 9-ти лет в среде становится больше зоны космоса, то есть – познания окружающего мира. А вот на следующей ступени, для ребят от 9-ти до 12-ти лет, происходит выход мышления ребёнка на абстрактный уровень, и среда этому отвечает: материалов становится меньше, а возможностей работы с книгами и компьютером – больше.
Для учеников возрастом 12 лет и старше большую роль играет умение работать и с информацией, и с окружающим миром.
Мы не называем средой только то, что непосредственно находится в школе, но также и то, с чем на протяжении жизни соприкасается ребенок. И наша задача – как раз в подростковом возрасте – предоставлять ребенку возможность контактировать с "внешней средой", готовя его таким образом к "выходу в мир".
Ирина Кулешова, генеральный директор, основатель, идейный вдохновитель Школы Великих Открытий, педагог, психолог.
Только правильно выстроенная по научному принципу образовательная среда удовлетворяет индивидуальные потребности каждого ребенка, что позволяет раскрыть его внутренний потенциал.
Познакомиться поближе с пространством школьного и дошкольного отделений Школы Великих Открытий вы можете как вживую, так и на нашем сайте.
Акцент на навыки и компетенции будущего
Никто не знает, каким будет мир, в котором предстоит жить нашим детям. Именно поэтому образование в Школе Великих Открытий направлено на формирование универсальных навыков и личных качеств, помогающих адаптироваться к изменениям, преодолевать трудности, а также самостоятельно получать новые знания. Благодаря учёбе в разновозрастных классах и уделению значительного внимания проектной деятельности дети обретают и улучшают навыки коммуникации, критического мышления, а также формируют в себе ответственность, самостоятельность и адекватную самооценку.
Вот, что рассказывают о проектной деятельности и приобретённых личностных качествах выпускники Школы Великих Открытий:
ШВО ассоциируется у меня с проектной деятельностью. Ведь то чувство, когда ты заканчиваешь проект, который ты делал в течение года, а потом успешно защищаешь перед комиссией, стоит многого. Можно сказать, именно потому, что в школе особое внимание уделяется проектам, я и решил продолжить обучение в старших классах.
Самое главное, что школа дала мне, – это заинтересованность в обучении, в развитии. Можно долго перечислять навыки, компетенции, которые я получил в ШВО, но, как по мне, главные задачи школы – это заинтересовать ученика развиваться и сделать так, чтобы он был максимально уверен в себе.
Умная теплица, волновой маятник и кураторство ученика младших классов – именно эти проекты я делал. Проекты помогли мне углубиться в конкретную тему, работать с огромным количеством информации, вычленять оттуда самое главное. Первые навыки публичных выступлений я получил именно тогда, когда представлял проекты комиссии.
Даниил Кулешов
Выпуск 2023
В ШВО совсем не так, как в обычной школе.
Друзьям рассказываю о проектной деятельности, что она очень ценится в нашей школе. Например, как мы с подругой-одноклассницей делали сэконд-хэнд и заработали 21 тысячу рублей, из которых 5 отдали для других проектов учеников нашей школы.
У нас много свободы, то есть "свободных уроков" – время самоподготовки (СП) или монтессори-сессии. Тогда ученики делают домашнюю работу, которую не берут домой, занимаются проектами или индивидуально занимаются с преподавателем, если это нужно.
Я всегда говорю, что в ШВО учат жизни и не проводят скучные уроки по учебнику.
Елена Ануфриева
Выпуск 2022
После выпуска я почувствовала уверенность в своем будущем, понимание что в меня вложили достаточно знаний и энергии для дальнейшей жизни, теперь я знаю, что мне делать дальше.
Самое главное, чему я научилась в ШВО, – это понимать и принимать себя.
Осознанность, умение подстраиваться под обстоятельства, навык выступления, умение правильно выражать свои мысли, высказывать свое мнение, заботиться об окружающих, умение выделять главное, навык коммуникации с разными людьми, умение брать на себя ответственность.
С помощью проектной деятельности в школе я попробовала себя в сфере продаж. Узнала много информации об экологии и производстве одежды. Прокачала навык выступления, написания постов/текстов, коммуникации, анализирования текста, создания концепции, рекламы.
Алиса Ененко
Выпуск 2020
При решении задач в жизни использую навык "мыслить нестандартно". Помимо него могу выделить полезную личностную установку, которую мне привила ШВО: относиться к проблемам не как к проблемам, а как к задачам, решив которые, ты получишь бесценный жизненный опыт и станешь сильнее.
Если бы я не учился в ШВО, я бы не умел следовать правилам и подстраиваться под окружение, при этом оставаясь самим собой.
Герман Широков
Выпуск 2017
Подробнее о проектах наших учеников вы можете узнать на сайте Школы Великих Открытий.
Безоценочное обучение
Ещё одним принципом методики Монтессори, порой вызывающим опасения родителей, является отсутствие оценок. Однако не так страшен чёрт, как его малюют! Мы не ставим оценок именно потому, что их отсутствие ведёт к адекватной самооценке, и у ребенка сохраняется желание учиться для себя самого: не ради одобрения или из страха наказания. Мы не воспитываем дух соревнования. Мы учим детей оценивать себя самим, давая им правильную обратную связь о выполненной работе и полученных результатах.
Только когда мы принимаем решение следовать за природой ребенка, а не навязывать ему свой сценарий жизни, он будет всегда хотеть учиться. Только когда мы не будем концентрироваться на неудачах, а постараемся обращать внимание на успех, ребёнок будет всегда хотеть учиться. И только когда мы не будем ругать его за ошибки, но исправлять их вместе с ним, он будет всегда хотеть учиться!
Не абсолютный авторитет, но компетентный наставник и помощник
Именно эта роль отведена Монтессори-педагогу и наталкивает родителей, выбирающих школу и методику обучения для своего ребёнка, на определённые сомнения. Тем не менее, именно подобное восприятие педагога – как наставника и человека, готового всегда помочь, – является несомненным плюсом и преимуществом на протяжении учебного пути ребёнка.
Важным навыком наших педагогов является наблюдение. Именно благодаря этой способности удаётся распознать потребности ребёнка и направить ученика на его уникальный путь развития. Основная задача наших учителей – заинтересовать ребенка в обучении и помочь ему развиваться, не навязывая при этом своего мнения.
Познакомиться поближе с командой специалистов Школы Великих Открытий можно на нашем сайте или вживую!
Принцип гармоничного развития: душа, тело, интеллект
Образование в Школе Великих Открытий строится именно на этих принципах гуманной педагогики. Мы стремимся привить навыки экологичного мышления к себе и окружающим, учим быть счастливым, здоровым и умным. Всего этого мы достигаем благодаря Монтессори-сессиям, творческой, столярной и театральной мастерским, а также занятиям на природе.
Земля – это особого рода образовательная среда, которая отвечает потребностям методики Монтессори. Детям предоставляют возможность находиться на земле, где они могут реализовывать свои проекты через труд и связь с природой.
Ирина Кулешова, генеральный директор, основатель, идейный вдохновитель Школы Великих Открытий, педагог, психолог.
Так в чём же суть?
Миссия Школы Великих Открытий – сформировать образовательное сообщество детей и взрослых, где каждый может раскрыть свой внутренний потенциал, найти место для его реализации и внести вклад в улучшение нашего мира.
Каждый ребенок – личность, достойная уважения, любви и безусловного принятия. Поэтому так важно отталкиваться от интересов и психологического развития каждого ребенка и стремиться пробуждать в детях активность и желание исследовать окружающий мир, который не заканчивается на оценках, домашней работе, сидением в форме за партой и строгим учителем с указкой. Важно позволить и помочь ребёнку строить свою личность самостоятельно, исходя из его собственного потенциала и внутренних устремлений.
Благодаря нашей образовательной программе, базирующейся, в первую очередь, на бесконечной вере в ребёнка и методике Монтессори, ученики становятся более самостоятельными, уверенными в себе, способными принимать верные решения – подготовленными к «большому миру».
Монтессори-образование ошибочно считают подходящим исключительно для малышей.
Монтессори – это средовая педагогика. И задача Монтессори-педагога – предоставлять по мере взросления ребенка (вплоть до 11-го класса) ту среду, которая удовлетворяет потребности каждого его возраста.
Монтессори – это принцип отношения к ребенку, его взрослению и его свободе.
Ирина Кулешова, генеральный директор, основатель, идейный вдохновитель Школы Великих Открытий, педагог, психолог.
Школа Великих Открытий