Найти в Дзене

РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА ПЛИФОНА И ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Попытки постановки и решения проблемы божественности и

мироздания в условиях средневековой Европы происходили в границах

христианского единобожия. Своего рода попыткой изменить это стала

религиозная реформа Георгия Гемиста Плифона. Для него богословие было

философским рассуждением.

Будучи христианином, используя область представлений античного

языческого политеизма и эллинистической философии (платонизма),

византийский неоплатоник Плифон пытался создать новую, универсальную

религиозную систему, которая противостояла бы имеющимся

монотеистическим вероисповеданиям (в первую очередь христианству).

«Вечная» философия Плифона предназначенная только для

посвященных не является язычеством в прямом значении. Георгий Гемист

Плифон являлся последователем язычества только как философского

эллинизма, но не как обрядово-религиозной системы. Словом «эллин»

византийцы называли политеиста либо вообще последователя неверных

богов.

Христиане всегда воспринимали философию Платона как источник

ересей. Православие и эллинизм это два несопоставимых способа

существования. Между христианским и эллинским мировоззрением

существует непреодолимый разрыв.

В платоновской философии Плифон старался вновь объединить форму

и содержание. Мыслитель был последователем тенденций развивавшихся

византийскими гуманистами в XIV веке, он довел их до предела. Формально

Плифон это радикальный случай, однако философски он логическое развитие

предыдущих тенденций византийской мысли. Крах умеренного платонизма

предшественников перед лицом исихастов спровоцировал радикализм его

мыслей. Плифоновский религиозный реформизм состоял не столько в любви

4

к античности, сколько в христианской церковной элите. Гуманисты из

Византии называли себя «эллинами» не из-за того, что стремились возродить

языческую религию, а только по причине уклонения от православия через

эксперименты с языческой философией и платонизмом. Интерес к

человеческому сознанию и есть суть религиозной реформы,

противостоявшей православию.

На примере желания Плифона реформировать христианскую религию

можно заметить, что