Найти тему

К вам уже выехали: какие способы доставки товаров и продуктов выгоднее

Оглавление
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Некоторые ретейлеры развивают собственную службу доставки, другие — покупают готовое решение. Эксперты рассказали "ДП", какой вариант эффективнее для бизнеса.

Доставка сегодня нужна всем, но организовать её запуск можно по–разному. К плюсам покупки готовой логистической компании можно отнести скорость, возможность быстро занять долю рынка и, что особенно важно сейчас, масштаб (сразу можно начать обслуживать большое количество клиентов).

В то же время собственная служба доставки даёт возможность создать уникальный продукт под свои цели и задачи, а в дальнейшем можно сотрудничать посредством неё на аутсорсе с другими компаниями. В случае создания собственной службы доставки бизнес изначально строит модель самостоятельно и имеет возможность учесть на старте все тонкости и нюансы, но это требует времени.

Спросите консалтеров

Федеральные торговые сети естественным образом стремятся развивать собственную логистическую инфраструктуру. За прошлый год объёмы доставки в сетях — членах Ассоциации компаний розничной торговли России выросли в среднем на 40%. Темпы роста и масштабирования доставки сегодня таковы, что инвестиции в развитие внутренних сервисов для крупных ретейлеров вполне оправданны. Выстраивание собственной логистики даёт больший контроль и прогнозируемость, а также в долгосрочной перспективе окупает инвестиции и сокращает издержки по сравнению с аутсорсингом на всех этапах.

Вместе с тем покупка готового бизнеса позволяет получить одновременно с инфраструктурой команду, наработанные компетенции и практики, а также клиентскую базу, которую в ряде случаев можно перевести в собственную. Но при всех преимуществах здесь есть ряд препятствий.

"Не существует рынка готовых к продаже логистических бизнесов. Сделки, подобные покупке “Утконоса” “Лентой”, — явление уникальное. Даже если такая компания будет найдена, стоимость приобретения уже успешного бизнеса может оказаться высокой", — подчёркивает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

Кстати, далеко не все поглощения и слияния происходят легко: есть риск трудной совместимости систем управления и корпоративной культуры.

"Брендирование транспорта и курьерской формы работает на повышение узнаваемости сети. Однако это решение потребует значительных финансовых инвестиций, времени и непростого в нынешних реалиях подбора кадров. Кроме того, собственная доставка может оказаться не настолько гибкой в пиковые периоды или при масштабных скачках нагрузки", — предупреждает Караваев.

Переход компании к новому собственнику — всегда стрессовая ситуация. Ключевые сотрудники могут уволиться, в результате получится компания, укомплектованная линейным персоналом, но без специалистов, которые помогут обеспечить отлаженную работу всех бизнес–процессов.

Скорость реакции

В силу крайне малого количества готовых к продаже логистических бизнесов в России крупный ретейл чаще развивает собственную инфраструктуру. При этом есть и "гибридный" путь, предполагающий как использование своего решения, так и партнёрство с ведущими агрегаторами. Такой частичный аутсорсинг может сгладить недостатки, помочь преодолевать пиковые загрузки или выходить в новые регионы и значительно расширить аудиторию. Так, продукты из магазинов торговых сетей, развивающих онлайн–канал, помимо собственной службы доставляют курьеры "Яндекс.Еды", "Сбермаркета" и т. д.

"Клиенту важно, чтобы его заказ доставили в полном объёме тогда, когда он его ожидает. Сейчас идёт тренд на быструю доставку, фактор времени является существенным, но есть и другие приоритеты. Например, некоторым клиентам нужно, чтобы заказ доставили к определённому времени", — добавили в пресс–службе "Азбуки вкуса".