В любом регионе России малообеспеченные граждане и безработные могут заключить социальный контракт и получить финансовую поддержку. В отличие от пособия, этот вид господдержки помогает человеку выйти из кризисной ситуации и поднять уровень дохода.
Что такое социальный контракт?
Социальный контракт – это помощь государства по поиску работы, открытию собственного дела и преодолению сложной жизненной ситуации. Это соглашение, которое органы соцзащиты заключают с гражданами и семьями, доход которых по не зависящим от них причинам ниже регионального прожиточного минимума.
Орган соцзащиты обязуется оказывать госпомощь (социальные услуги, выплаты и т.д.), а граждане берут на себя обязательства (например, пройти переобучение, трудоустроиться, развивать свое дело).
Программа включает в себя четыре разных направления: поиск работы, открытие собственного дела, развитие подсобного хозяйства и помощь в трудной ситуации – материальную поддержку.
Чем отличается соцконтракт от пособий?
Соцконтракт – это не просто выплата, а взаимные обязательства. Он помогает людям начать самостоятельно зарабатывать или обучиться. Выплаты по социальному контракту должны использоваться только по целевому назначению. В подтверждение этого предоставляются чеки, договоры купли-продажи, расписки и т.п.
Как можно потратить деньги соцконтракта?
Соцконтракт на открытие своего дела заключается на период до 1 года и включает помощь в составлении бизнес-плана, смет и поиска рынков сбыта продукции.
Объем финансовой поддержки – до 350 тыс. рублей. Средства целевые, их можно потратить только на программу, направив, например, на приобретение основных материалов для производства и аренду.
Еще одно из обязательных требований – регистрация в качестве ИП или самозанятого. Кстати, еще можно пройти профобучение – на оплату обучения предпринимательским навыкам выделяется до 30 тыс. рублей.
Соцконтракт на ведение личного подсобного хозяйства также заключается на срок до 1 года, получателю нужно быть самозанятым. Размер единовременной выплаты – до 200 тыс. рублей на приобретение товаров, необходимых для ведения хозяйства.
Так же можно пройти профобучение – на оплату обучения навыкам ведения личного подсобного хозяйства выделяется до 30 тыс. рублей.
Кто может получить единоразовую выплату?
Есть три категории граждан, которые могут претендовать на выплату в размере 350 000 руб.
Малообеспеченные граждане. Требование: среднедушевой доход семьи за три последних месяца не должен превышать прожиточный минимум на душу населения по региону.
Допустим, семья из трех человек проживает в Самаре. Зарплата мужа — 40 000 руб. Жена — домохозяйка, не работает. Есть ребенок-школьник. Величина прожиточного минимума в Самарской области в расчете на душу населения в 2023 году составляет 13 800 руб. Месячный доход семьи — 40 000 руб., а среднедушевой — 13 333 руб. Эта сумма меньше прожиточного минимума в регионе. Следовательно, она может заключить социальный контракт.
Малоимущие одинокие граждане. Требование: среднедушевой доход за три последних месяца не должен превышать прожиточный минимум по региону.
На социальный контракт не распространяется правило нулевого дохода и оценка имущественной обеспеченности.
Куда обращаться?
Заключить соцконтракт можно в соцзащите по месту жительства или в МФЦ. Там проконсультируют по поводу условий и документов. Также можно отправить заявление по почте, а в ряде регионов возможно и оформление через портал Госуслуги.
Какие документы понадобятся?
Конкретный список документов лучше уточнять в органе соцзащиты населения по месту жительства. Обычно с заявителя требуют:
1. Заявление на получение услуги.
2. Комплект документов.
3. Бизнес-план (индивидуальный план выхода на самообеспечение). Как показывает практика, бизнес-план требуют не везде.
Принцип такой: вы заполняете заявление, в котором указываются сведения о семье, и подкрепляете написанное документами.
В заявлении нужно указать сведения о составе семьи, размере доходов каждого члена семьи, имуществе семьи на правах собственности, получении государственной социальной помощи в виде предоставления соцуслуг.
Информация, указанная в заявлении, подтверждается комплектом документов, он включает:
· паспорт;
· свидетельство о браке;
· свидетельство о рождении детей;
· выписка из домовой книги;
· ИНН работающих членов семьи;
· справки о доходах;
· свидетельство о праве собственности.
Какие изменения произойдут с 2024 года в заключении соцконтракта?
Согласно Информации Минфина России от 15.09.2023, с 2024 года заключение соцконтракта переводится на принципы социального казначейства, а правила, порядок и условия его заключения станут едиными для всей страны.
Упрощение процедуры подачи заявления на получение соцконтракта. Помимо личного обращения в МФЦ или соцзащиту по месту жительства можно будет просто заполнить одно заявление на портале Госуслуг, при этом предоставление дополнительных справок не потребуется. Все необходимые сведения о семье и ее доходах органы соцзащиты получат самостоятельно, путем межведомственного взаимодействия.
Учет только доходов членов семьи. Принимая решение по соцконтракту, органы соцзащиты рассчитывают нуждаемость заявителя. Расчетный период останется прежним: доходы по-прежнему учитываться за три месяца.
В 2023 году были приняты поправки, которые изменили подход к составу семьи при расчете среднедушевого дохода для заключения соцконтракта. Теперь в составе семьи учитываются только заявитель, его супруга (или супруг), их несовершеннолетние дети или студенты, обучающиеся очно в возрасте до 23 лет.
С 2024 года при расчете среднедушевого дохода семьи не будут учитываться доходы других родственников, проживающих с семьей заявителя в одном доме. Также в учет не будут брать налоговые вычеты, материнский капитал, единовременную помощь на лечение ребенка.
Тест на предпринимательские способности. При заключении соцконтракта на запуск бизнеса или развитие личного подсобного хозяйства в 2024 году планируется проводить тестирование на определение уровня необходимых компетенций. Для этого будет использоваться Цифровая платформа МСП..
Кто-нибудь уже воспользовался этой услугой, пишите в комментариях?