Не знаю, в самом ли деле женщины лучше мужчин, но уж точно не хуже.
Голда МЕИР
Это вовсе не американское изобретение, как думают многие.
Слово «феминизм» вошло во французский язык около 1840 года. Обычно авторство приписывается философу и экономисту Шарлю Фурье. Сегодня словари определяют это понятие так: «Доктрина, ратующая за расширение прав и роли женщины в обществе». Хотя это не очень точно. Феминистские теории не требуют «беспредельного» расширения прав, а вполне определенно выступают за равноправие, равные условия и самостоятельность для мужчин и женщин. Ни больше, ни меньше!
В эпоху Возрождения светлые умы - независимо от пола - взялись за перо, дабы описать и заклеймить несправедливость отношения к женщине. И Корнелиус Агриппа был одним из первых. Никто не желал услышать его и прочих философов.
А господство патриархата продолжалось: абсолютная власть отца над дочерью, мужа над женой. Ну понятно же - к физической слабости феодалы прибавляли интеллектуальную и духовную «неполноценность». Хотя не очень я представляю типичного средневекового рыцаря полноценным интеллектуалом. Помните, мы по истории учили: церковники собрали Вселенский Собор, дабы решить, есть ли душа у этого непонятного создания под названием «женщина»….
B 18 веке приняли Декларацию прав человека и гражданина. И что? Великая французская революция де-факто декларировала только права мужчин. И даже Наполеон в своем Гражданском кодексе закрепил за женщиной статус низшего существа.
В начале 19 века появились суфражистки. Это словечко у нас в России тоже как-то не окрашено симпатией. Их почему-то все время путают с бомбистками, а это другая история. Настоящие суфражистки были не террористками, a вполне умными и образованными женщинами. Они боролись за предоставление своим сестрам по униженному положению избирательных прав. Добились! И успокоились. На время. А в это время Фрейд, этот зануда, начал измываться над «дефектностью» женщин: «анатомия - это судьба», «биологическая трагедия женщин»! Такое ощущение, что нам вовсе незачем и жить-то на земле!
Только недавно, к середине 20 века, женщины добились юридического равенства полов, но все равно остались «вторым полом». Добились на исходе века политического, экономического и социального равенства. Могут считать себя независимыми от отца и мужа. Наконец-то!
В идеале феминизм - это акцент на самоценности личности. Женщины - большинство, которое существует на правах меньшинства. Милейшие мужчины охотно признали бы женщин выше себя, если бы это выбило у тех мысль, что они им равны.
Не помню, кто ехидно заметил: «Неверно, будто женщины низшие существа, но верно, что мужчины - высшие существа».
И потому работы борцам за равноправие хватит на долгие годы.
Три составные части
Феминизм сегодня существует в трех основных потоках.
Радикальный Ф. - выступает за создание нового общественного порядка с обособленным существованием женщин. Среди них особенно экзотические группы вроде амазон-феминисток, лесбиянок, анархо-феминисток, сепаратисток, эротических и поп-феминисток. Эти «радикалки» вызывают острый протест и скепсис, причем не только у мужчин.
Либеральный Ф. - дамы-либералки идут в бой с лозунгом «Различные, но равные». Саму патриархальную систему они взрывать не собираются, никаких радикальных изменений предпринимать не намерены. Мне это кое-что напоминает: был «социализм с человеческим лицом», а здесь такой патриархат. Почти бархатный.
Интеллектуальный Ф. - читай гуманистический, имеет наиболее реальные перспективы. Он потихоньку превращается в новую теорию альтернативного общественного развития. Для этого надобно всего-то ничего - революция сознания! В смысле радикального интеллектуального усилия. Допустим, женщины к нему готовы, но мужчины-то застряли на пещерном уровне и вовсе это усилие свершать не собираются. Их вполне все устраивает. Они не понимают чего этим женщинам ещё надо: голосовать - пожалуйста, работать - да бога ради!
Отечественный Ф. - особый разговор. Да, говорят «Россия-матушка», да, вспоминают великих правительниц империи Елизавету и Екатерину, но вся, вся наша история есть история выживания женщины, многострадальной русской бабы в сугубо мужском государстве, где патриархальные отношения были в чистейшем виде - от царя-батюшки (генсека) до господина-супруга (товарища-мужа).
Октябрьский переворот раскрепостил угнетенную женщину. Она могла обстричь волосы, пойти в Красную Армию и ходить в кожанке и с парабеллумом. Могла наравне с мужиками пить спирт и смолить «козью ногу». Такого равенства завсегда не хватало!
У женщин остались только права. Раньше у них были привилегии. «Жена мужу подруга, а не прислуга», - такая поговорка могла родиться только при полном отсутствии прислуги. Вот оно равенство!
Раньше уступали место в автобусе, теперь - свое рабочее место и возможность обеспечивать семью.
Любое дело женщине приходится делать вдвое лучше мужчины, чтобы заслужить хотя бы половинное уважение. Выбирая между руководителем - средненьким, но мужчиной, и талантливой женщиной, у нас предпочтут его, не ее. За одну и ту же работу ему дадут оклад выше, чем ей. Продолжать? Вы это не хуже меня знаете….
Нет, мы не это!
Почему нормальные женщины оскорбляются, когда их называют феминистками?
«Меня называют феминисткой всякий раз, когда я говорю что-нибудь такое, что не соответствует роли домашнего половика или проститутки», - с горечью констатировала английская писательница Ребекка Уэст.
Имя Симоны де Бовуар стало в 50-е годы символом феминизма в Америке. Она была умной и замечательной женщиной, отнюдь не стремившейся шокировать нормальных людей. Она хотела до них достучаться.
У нас теперь таким символом стала Маша Арбатова, много лет сидючи в кресле передачи «Я сама», менторски, назидательно размазывала по сцене очередную свою безответную жертву.
И при этом именовала себя феминисткой. Она многое сделала для полной дискредитации этого понятия. Попробуй теперь докажи, что оно ничего общего не имеет с хамством, бестактностью, полным непониманием исконных национальных традиций. Вот уж действительно - женщины способны решительно на все.
Как убедить простую женщину, что и Даша Асламова, поведавшая миру про свои сексуальные похождения, НИКАКОГО отношения к феминизму не имеет? Нет у нас его вообще! Нет настоящего полноценного движения женщин за равноправные отношения в обществе. Есть отдельные продвинутые (не путать со сдвинутыми!) личности, причем обоего пола. У нас слишком насыщенная. и беспокойная жизнь для естественного зарождения такого движения.