Во многих странах ежегодно 14 марта отмечается Международный день вопросов. Вопросы помогают приобрести новые знания, установить контакт с окружающими людьми, решить повседневные проблемы. Дата этого праздника выбрана, по всей видимости, неслучайно. Она совпадает с днём рождения Альберта Эйнштейна, который родился 14 марта 1879 года. Одним из его известных высказываний является: «Учитесь у вчера, живите сегодня, надейтесь на завтра. Главное – не прекращать задавать вопросы». Этот праздник носит, в целом, междисциплинарный характер и представляет интерес для социологии, психологии, теории коммуникации, а также для лингвистики.
Вопросы представляют собой комплексные языковые структуры, отражающие грамматический строй языка. С одной стороны, принципы построения вопросительных предложений могут существенно различаться от языка к языку. С другой стороны, в рамках одного отдельно взятого языка вопросы также могут быть представлены несколькими различными типами. Для изучающих иностранные языки построение вопросительных предложений нередко представляет определённые трудности, так как они могут существенно отличаться от вопросительных предложений в родном языке как с грамматической, так и с интонационной точки зрения.
Преподаватели кафедры иностранных языков №3 ВШСГН РЭУ им. Г.В. Плеханова предлагают краткий обзор вопросительных предложений в английском, немецком, французском, испанском, итальянском и китайском языках. Во многих языках существует большое количество вопросительных слов, которые используются для построения вопросов:
русс. Кто? Что? Как? Когда? Где? Почему? Сколько?
англ. Who? What? How? When? Where? Why? How many?
How much?
нем. Wer? Was? Wie? Wann? Wo? Warum? Wie viel?
Wie viele?
франц. Qui? Que? Comment? Quand? Où? Pourquoi? Combien?
исп. ¿Quién(es)? ¿Qué? ¿Cómо? ¿Сuándo? ¿Dónde? ¿Por qué? ¿Cuánto(s)? ¿Cuánta(s)?
итал. Chi? Che cosa? Come? Quando? Dove? Perche’? Quanto/i?
Quanta/e?
кит. 谁? 什么? 怎么? 什么时候? 哪儿? 为什么? 几?
多少 ?
Вопросы обычно подразделяются на общие вопросы, которые не содержат вопросительные слова и предполагают ответ «Да» / «Нет», и специальные вопросы, содержащие вопросительные слова:
русс. Вы учите иностранные языки? Почему Вы учите иностранные языки?
англ. Do you learn foreign languages? Why do you learn foreign languages?
нем. Lernen Sie Fremdsprachen? Warum lernen Sie Fremdsprachen?
франц. Apprenez-vous des langues étrangères? Pourquoi apprenez-vous des langues étrangères?
исп. ¿Aprende Usted lenguas extranjeras? ¿Por qué aprende Usted lenguas extranjeras?
итал. Lei studia le lingue straniere? Perche’ Lei studia le lingue straniere?
кит. 你学习外语吗? 为什么 你要学习外语?
Интересно, что вопросительные предложения не всегда выполняют свою прямую коммуникативную функцию – запрос для получения информации, но также они могут употребляться для констатации факта (риторические вопросы), либо с целью побудить к выполнению какого-либо действия. Например: ¿Si eres tan inteligente, ¿por qué eres tan pobre? (Если ты такой умный, то почему такой бедный?); Comment peux-tu penser ça? (Как ты мог это подумать?); Könnten Sie mir das Salz reichen, bitte? (Вы могли бы передать мне соль, пожалуйста?); Could you open a window? (Ты мог бы открыть окно?).
Составители:
Е. И. Дмитриева, к. ф. н., доцент (английский)
Е. В. Брискина, к. ф. н., доцент (немецкий)
Е. В. Копылова, к. ф. н., доцент (французский)
М. В. Минова, к. ф. н., доцент (испанский)
В. А. Марциновская, ст. преподаватель (итальянский)
М. В. Спорыхина, ст. преподаватель (китайский)
#Праздник #ДеньВопросов #Ответы #Интересное