Найти тему

Как в России не давали снимать кино про Донбасс

В российский прокат выходит картина о войне в Донбассе «Позывной «Пассажир». Фильм основан на романе Александра Проханова «Убийство городов». В СМИ было сказано немало правильных слов об актуальности и важности этой ленты. Всё это, конечно, так.

Однако не лишним будет вспомнить, что этот фильм мог быть снят ещё в 2017 году — за экранизацию романа тогда брался режиссёр Владимир Бортко. Я писал об этом. Но реализовать проект ему так и не удалось. По словам Бортко, картину несколько раз закрывали. Отказывал в финансировании и Фонд кино.

Вообще с фильмами о Донбассе сложилась довольно странная ситуация. О событиях, которые изменили историю не только России, но и всего мира, за 2014-2022 годы практически ничего не было снято. А картины, которые всё-таки удавалось сделать, не могли добраться до широкого проката. Достаточно вспомнить «Солнцепёк». Попытка продемонстрировать в Центральном доме кино «Ополченочку», которую сняли сами дончане, и вовсе обернулась скандалом — фильм не хотели показывать из-за того, что он слишком жесток (?!). А ведь это уже был 2021 год  — до СВО оставались считанные месяцы.

Очень скромная по замыслу лента «Донбасс. Окраина» также скромно и незаметно прошла в прокате. Кто-нибудь вообще помнит про неё?

Почему так происходило? Ведь политика государства как раз была направлена на то, чтобы Донбассу помогать, а не «сливать», как многие боялись все эти годы. Тогда почему же об этом нельзя было снимать кино? Нет ответа.

По-хорошему, «Позывной Пассажир» должен был выйти ещё семь лет назад. И такие ленты после 2014 года нужно было выпускать регулярно.  Может быть, тогда события 2022 года не оказались бы полной неожиданностью для довольно значительной части нашего общества...