633 подписчика

Ночь пройдёт, пройдёт пора ненастная, солнце взойдёт!

Психолог-методист проекта "Солнце взойдёт" Анна Горовая рассказывает, как интегрировать игровой метод в работу с ПТСР, помочь себе простроить образ будущего и найти в себе смелость обратиться за помощью.

Психолог-методист проекта "Солнце взойдёт" Анна Горовая рассказывает, как интегрировать игровой метод в работу с ПТСР, помочь себе простроить образ будущего и найти в себе смелость обратиться за...

Чем Вы занимаетесь и какое участие Вы принимали в разработке игр для программы «Солнце взойдёт»?

Чем я только не занимаюсь! В этой организации – всем понемножку. В первую очередь я психолог-методист и отвечаю за содержательную часть наших программ. Я участвую в разработке концепции игровых курсов, общаюсь с экспертами и геймдизайнерами, принимаю участие в составлении технический заданий, в том числе участвую в проектировании опыта, который нужно заложить игру, тестирую игровые решения, занимаюсь мониторингом и оценкой эффективности проектов, а также отвечаю на вопросы волонтёров и кураторов по играм и ситуациям, возникающим в работе с нашей аудиторией.

Насколько я знаю, Игры Будущего – первая общественная организация, которая взялась за работу с ПТСР* в игровом формате. Как вам пришла идея пойти в эту тему, как появились игры?

*Посттравматическое стрессовое расстройство личности

Идея курса «Солнце взойдёт» родилась как ответ на те вызовы, которые стоят перед обществом с 2022 года. Изначально мы делали этот курс для ребят, которые проживают на территории ДНР, ЛНР, и для детей и подростков, которые приезжали в Россию, размещались в пунктах временного пребывания. Им действительно нелегко, и многие даже не понимают, что они находятся в стрессовом состоянии, что они проживают травму.

Психолог-методист проекта "Солнце взойдёт" Анна Горовая рассказывает, как интегрировать игровой метод в работу с ПТСР, помочь себе простроить образ будущего и найти в себе смелость обратиться за...-2

Какие методики и инструменты работы с травмой заложены в эти игры?

Изначально мы закладывали техники из когнитивно-поведенческой терапии, которые доказали свою эффективность в работе с совладанием со стрессом. Это работа с тяжелыми эмоциональными переживаниями, навык совладания со стрессом, когда мы делаем упражнения на дыхание и снятие телесного напряжения, лёгкие медитативные техники. В играх мы даем возможность подросткам на себе попробовать эти инструменты, потренироваться, и выбрать то, что будет работать для них.
Одна из наших игр- про ценности и смысл, она во многом базируется на логотерапии Франкла или, как её называют, психотерапии смысла, потому что мы должны не только тренироваться, но и простраивать образ будущего, даже если мы пережили какие-то страшные события. Это стихийные бедствия, потеря близких, насилие – всё, что связано с угрозой нашей жизни и безопасности. И если мы говорим про подростков в интернатных учреждениях, для которых мы будем проводить игровой курс “Солнце взойдёт”, они тоже травмированы и, к сожалению, у них нет навыка регуляции эмоций, они не понимают, как справляться со стрессом и с ними про это мало разговаривают.

Психолог-методист проекта "Солнце взойдёт" Анна Горовая рассказывает, как интегрировать игровой метод в работу с ПТСР, помочь себе простроить образ будущего и найти в себе смелость обратиться за...-3

Бытует мнение, что у большинства ребят из интернатных учреждений основная травма – это травма отвержения. Игры из программы сфокусированы на этой травме? Или они охватывают более широкий спектр?

В этом курсе мы не говорим о том, что вызывает травму. Мы говорим про то, что происходит после того, как ты пережил травматический опыт и не можешь его интегрировать. А что возникает? Возникают тяжёлые чувства, с которыми не хочется сталкиваться. Возникает стрессовая реакция на триггеры, когда ты начинаешь реагировать на события странно с точки зрения окружающих,, потому что что-то напомнило тебе о пережитом травматично опыте.
Игры направлены на то, чтобы научиться помогать себе справляться с тяжелыми эмоциями, регулировать свое состояние, увидеть, что после травмы тоже можно продолжать жить. Курс не является заменой психотерапии, но, поиграв в игры, подростки начинают лучше оценивать свое состояние и необходимость обращения к специалисту.

Психолог-методист проекта "Солнце взойдёт" Анна Горовая рассказывает, как интегрировать игровой метод в работу с ПТСР, помочь себе простроить образ будущего и найти в себе смелость обратиться за...-4

Практически все игры завершаются рефлексией и обсуждением прожитого опыта. В чём, на ваш взгляд, смысл и ценность этой части?

Если мы не будем обсуждать прожитый в игре опыт, он там и останется, а нам надо провести параллель с нашей реальностью. Мы всегда говорим: «Вот в игре было так, а как у вас в жизни? На какие ситуации это было похоже? Какой навык вы приобрели? Как вы будете действовать в будущем?».

Зачастую травмированные люди боятся идти в терапию, рассказывать о пережитом опыте, хотя осознают свою потребность в помощи. Что вы можете им посоветовать, чтобы настроить себя на разговор со специалистом, подготовиться к нему?

Для начала понять, насколько пережитый травматический опыт мешает качеству жизни. Всё зависит от глубины повреждения. Как и физическая травма – это может быть царапинка, которую можно просто промыть перекисью, а может быть открытый перелом со смещением, когда необходимо срочно обратиться за медицинской помощью.
Наши игры направлены на то, чтобы дети подумали про себя, как им жить с травмой, нужна ли им помощь специалиста. Другой способ настроить себя – психологическое просвещение. Искать информацию, читать, думать, сопоставлять. Самое главное – признаться самому себе, что нужна помощь. Это тяжело, особенно мужчинам, но это важный шаг. Когда приходит осознание «я больше не справляюсь сам», появляется готовность обратиться к внешнему ресурсу.

Стать партнёром проекта можно по ссылке https://moo-futuregames.ru/solnse