Доставка сегодня нужна всем, но организовать её запуск можно по–разному. К плюсам покупки готовой логистической компании можно отнести скорость, возможность быстро занять долю рынка и, что особенно важно сейчас, масштаб (сразу можно начать обслуживать большое количество клиентов). Как указывает партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская, это ещё и более дешёвый вариант.
В то же время собственная служба доставки даёт возможность создать уникальный продукт под свои цели и задачи, а в дальнейшем можно сотрудничать посредством неё на аутсорсе с другими компаниями. В случае создания собственной службы доставки бизнес изначально строит модель самостоятельно и имеет возможность учесть на старте все тонкости и нюансы, но это требует времени.
Спросите консалтеров
Федеральные торговые сети естественным образом стремятся развивать собственную логистическую инфраструктуру, отмечают в Ассоциации компаний розничной торговли России (АКОРТ). За прошлый год объёмы доставки в сетях — членах ассоциации выросли в среднем на 40%. Как указывает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев, темпы роста и масштабирования доставки сегодня таковы, что инвестиции в развитие внутренних сервисов для крупных ретейлеров вполне оправданны. Выстраивание собственной логистики даёт больший контроль и прогнозируемость, а также в долгосрочной перспективе окупает инвестиции и сокращает издержки по сравнению с аутсорсингом на всех этапах.
"Брендирование транспорта и курьерской формы работает на повышение узнаваемости сети. Однако это решение потребует значительных финансовых инвестиций, времени и непростого в нынешних реалиях подбора кадров. Кроме того, собственная доставка может оказаться не настолько гибкой в пиковые периоды или при масштабных скачках нагрузки", — предупреждает Караваев.
Вместе с тем покупка готового бизнеса позволяет получить одновременно с инфраструктурой команду, наработанные компетенции и практики, а также клиентскую базу, которую в ряде случаев можно перевести в собственную. Но при всех преимуществах здесь есть ряд препятствий. "Не существует рынка готовых к продаже логистических бизнесов. Сделки, подобные покупке “Утконоса” “Лентой”, — явление уникальное. Даже если такая компания будет найдена, стоимость приобретения уже успешного бизнеса может оказаться высокой", — подчёркивает Игорь Караваев. Кстати, далеко не все поглощения и слияния происходят легко: есть риск трудной совместимости систем управления и корпоративной культуры.
Как обращает внимание директор производственного департамента Boxberry Андрей Соколов, переход компании к новому собственнику — всегда стрессовая ситуация. Ключевые сотрудники могут уволиться, в результате получится компания, укомплектованная линейным персоналом, но без специалистов, которые помогут обеспечить отлаженную работу всех бизнес–процессов. "Прежде чем принять какое–либо решение, стоит воспользоваться услугами консалтеров, они внимательно изучат бизнес, который планируется купить, дадут свои экспертные оценки. Основываясь на них, можно будет принять взвешенное решение", — рекомендует Соколов.
Скорость реакции
В силу крайне малого количества готовых к продаже логистических бизнесов в России крупный ретейл чаще развивает собственную инфраструктуру. При этом есть и "гибридный" путь, предполагающий как использование своего решения, так и партнёрство с ведущими агрегаторами. По мнению Игоря Караваева, такой частичный аутсорсинг может сгладить недостатки, помочь преодолевать пиковые загрузки или выходить в новые регионы и значительно расширить аудиторию. Так, продукты из магазинов торговых сетей, развивающих онлайн–канал, помимо собственной службы доставляют курьеры "Яндекс.Еды", "Сбермаркета" и т. д.
В "Азбуке вкуса" корреспонденту "ДП" рассказали, что придерживаются как раз гибридной модели — у компании есть своя служба доставки, но при этом продукцию из магазинов можно приобрести в "Яндекс.Еде", Ozon fresh, "Яндекс.Лавке". Это позволяет дифференцировать риски и контактировать с более широкой аудиторией.
"Клиенту важно, чтобы его заказ доставили в полном объёме тогда, когда он его ожидает. Сейчас идёт тренд на быструю доставку, фактор времени является существенным, но есть и другие приоритеты. Например, некоторым клиентам нужно, чтобы заказ доставили к определённому времени", — добавили в пресс–службе.
Директор по электронной коммерции сети "О’Кей" Елена Ременникова тоже считает гибридную модель наиболее эффективной, поскольку консерватизм (выбор лишь одного из вариантов) имеет свои недостатки. "Сторонние службы доставки зачастую готовы предложить более выгодные условия, а также гибкость масштабирования. При этом собственная служба хоть и обходится дороже, но позволяет держать высокий уровень качества сервиса. Нахождение баланса между этими подходами и их комбинации — ключевая задача", — уверена она.
Эксперт добавляет, что рынок за последнее время активно меняется, и то, что хорошо сегодня, через год может стать уже не таким эффективным. В связи с этим скорость реакции на изменения является главным фактором успеха.
Во "ВкусВилле", в свою очередь, выбрали путь развития собственной службы доставки. Сегодня её инфраструктура включает более 150 дарксторов (магазин для сборки заказов на доставку, без доступа для покупателей) по России, заказы доставляют 15 тыс. курьеров–партнёров. "Онлайн дал новые возможности: на дарксторах появились товары от популярных брендов. Также мы расширили для покупателей ассортимент партнёров. За 2023 год более 400 тыс. заказов доставлено из ресторанов, аптек, цветочных магазинов", — рассказали в компании.
И нашим и вашим
Интересен опыт "Магнита", для которого собственная доставка — в числе приоритетов развития e–grocery. В пресс–службе ретейлера пояснили, что внутренний сервис позволяет полностью контролировать качество и оперативно настраивать условия с учётом рыночных и других внешних факторов. Тем не менее отказываться от агрегаторов "Магнит" не планирует — будет пользоваться их услугами в тех локациях, где развивать собственную доставку неэффективно. В компании сейчас в процессе запуска доставка для ресторанов и ретейла, которая поможет партнёрам развозить заказы до конечного потребителя.
"Подключение к новому сервису позволит курьерам увеличить количество выполняемых заказов и повысить доходы в 1,5–2 раза. При этом ожидается, что наибольшим спросом он будет пользоваться в Москве, Петербурге и других городах–миллионниках", — считают в компании.
К сервису также будет подключена розничная сеть "Дикси" (входит в ГК "Магнит"), а в перспективе — маркетплейс "Магнит Маркет" (на этапе доставки заказов из ПВЗ в магазинах до покупателя).
Другие участники рынка согласны, что такой проект может быть интересен: он поможет более эффективно использовать курьерские мощности в период низкого спроса, а также дополнительно рекламировать себя. Ведь каждый доставщик фактически является носителем рекламы благодаря брендированной одежде.
Среднему и малому бизнесу до достижения определённых оборотов развивать свою службу доставки или покупать готовый бизнес невыгодно — разумнее найти партнёра. В результате получится модель win–win с большим количеством выгодоприобретателей: одни получат прогнозируемую по стоимости доставку, другие — загрузку сервиса и дополнительную прибыль, третьи (непосредственно работники) — рост зарплат.
https://www.dp.ru/a/2024/03/14/k-vam-uzhe-viehali-kakie-sposobi?from=dzen-news