После того, как весной 1958 года, лесоучастки 8-го Лаготделения передали в полное распоряжение Энерголесокомбината горда Ивдель, у туристических организаций Свердловской области, появилась реальная возможность освоить новую территорию, которая в прежние времена являлась закрытой зоной ИвдельЛага.
Дневник Зины Колмогоровой, 26.1.59 г.
"Пошли в столовую. А потом ждали машину и поехали. Нынче дорога не такая красивая, снега меньше. Зону с дороги уже сняли. Ехали долго. У меня, как всегда, опять отыскался какой-то земляк. Приехали на 41-вый поселок".
Соответственно, чтобы избежать наплыва незваных гостей в район Северного рудника, руководство 8-го Лаготделения организовала кордон в посёлке 2-ой Северный рудник. Таки образом заняв нелегально один из домов, принадлежащих Северной Экспедиции.
Копия дневника группы Игоря Дятлова, 27.1.59
"2-й Северный это заброшенный геологический поселок из 20-25 домов. Один лишь пригоден для жилья. Поздно ночью, в сплошной темноте нашли поселок и только по проруби догадались, где изба".
Документ из УД, лист 25
Несомненно кордон являлся действенной защитой интересов "влиятельных людей", которые "подворовывали" золото на Северном руднике. Но он не мог защитить их от организованных туристических групп, маршрут которых был согласован и утвержден на самом высшем уровне Свердловской области.
Протокол допроса свидетеля Королева Василия Ивановича, 15 апреля 1959 года
"Район, куда направлялась эта группа, маршрутной комиссии был известен, т.к. летом 1957 или 1958 г. в том районе была группа Уральского госуниверситета, а зимой 1957-58 гг. недалеко от этого района прошла группа туристов во главе с самим Дятловым".
Документ из УД, лист 288
Для того чтобы избежать наплыва организованных туристических групп с утвержденным маршрутом, влиятельные люди разработали гениальный план, который и воплотили в жизнь. План был прост и в то же время притягателен для туристов, которые стремились не просто покорять просторы Северного Урала, а прокладывать новые маршруты по нехоженым территориям.
Подготовка и проведение похода группой Дятлова
"Маршрут, разработанный группой, захватывал отдаленный северный район Свердловской обл., район верховьев р.Лозьвы. Это был первый зимний маршрут в этом районе. Он проходил от п.2-й Северный по р.Лозьве, верховья р.Ауспии".
Документ из УД, лист 32
Но поход был не простой, а с тайной миссией. И для этих целей требовался человек со стороны, то есть из-за пределов Свердловской области. Желательно коммунист с запятнанной репутацией, который будет исполнять роль курьера. Всё дело в том, что в 50-е года 20 века любой человек, нашедший полезные ископаемые в промышленных масштабах, получал не только крупное вознаграждение, правительственные награды, но и становился знаменит.
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 мая 1956 года N 722
"О государственных денежных вознаграждениях за открытие новых месторождений полезных ископаемых
Денежные вознаграждения в соответствии с настоящим положением выдаются:
а) гражданам СССР, лично обнаружившим новые месторождения полезных ископаемых, независимо от места работы, профессии и занимаемой должности".
Поэтому к группе Игоря Дятлова, которая должна было состоять из 10 человек, прикрепили ещё двух туристов - Семёна Золотарева и Юру Юдина. Один должен был доставить керн, а другой руду в посёлок Вижай. Явочным местом встречи являлся дом аптекаря. Для этих целей и создали легенду о том, что у Юры Юдина заболела нога.
Воспоминания Юдина Юрия Ефимовича
"С Игорем Дятловым я ходил по Алтаю вместе, и вот в этот поход он меня лично позвал, я даже и не думал идти в этот поход, а он меня пригласил, и я, даже не раздумывая, согласился... Когда мы ходили на Алтай с группой Игоря Дятлова, так врач мне там написал направление, и я там, где мог по дороге ходил в медпункты, и там мне написали эритема, но это было летом, ногу и поясницу греть на солнце".
Действительно, осторожный Игорь Дятлов никогда бы не взял в лыжный поход по маршруту высшей категории трудности такого болезненного товарища, как Юра Юдин. Соответственно, он точно знал, что Юрий Ефимович перед лыжной частью похода заболеет и вёрнется в посёлок Вижай. Что и произошло на самом деле, исходя из материалов УД.
И так "влиятельные люди", согласно своему плану, создали лыжный маршрут по Северному Уралу. Нашли туристическую группу и снабдили её не только готовым "Маршрутом похода по дням", но и подробными картами, которые на тот момент времени являлись невероятной редкостью. Но, кроме всего прочего, изложили свой план на поход, который неукоснительно должен был выполнять руководитель туристической группы.
План похода для Игоря Дятлова
"27 января, доставить Юру Юдина до 2-го Северного рудника, где он заберет керн;
28 января, отправить Юру Юдина, на попутной машине в Вижай;
29 января, посетить тайник в районе Северного рудника, где Семён Золотарев, заберет приготовленную руду;
1 февраля, отправить Семёна Золотарева к охотничьей избе на реке Лозьва, где его будут ждать на вертолете, для доставки руды в посёлок Вижай.
2 февраля, продолжить движение по маршруту".
Действительно вертолёт должен был в кратчайшие сроки доставить головную часть метеорологической ракеты с ценной для метеорологов информацией в посёлок Вижай. В дальнейшем её судьбой распоряжались соответствующие службы, а не сотрудники 8-го Лаготделения, которым принадлежал вертолёт.
Игорь Дятлов, по стечению обстоятельств, не мог выполнить этот план, предложенный "влиятельными людьми". Всё дело в том, что из его группы ещё в Свердловске изъяли двух туристов - Попова и Биенко, на которых рассчитывал руководитель похода. Таким образом, после 1 февраля в группе вместо 10-ти оставалась 8 человек, что изрядно тормозило продвижение по маршруту.
Протокол допроса свидетеля Масленникова Евгения Поликарповича, 10 марта 1959 года
"В лабазе были обнаружены продукты 19 наименований общим весом 55 кг. По туристским нормам – 1200 гр. сухих продуктов в день на человека, этот запас обеспечивал 6-7 дней похода".
Документ из УД, лист 71
Руководитель объединенных поисковых отрядов Евгений Масленников сообщает на допросе, что продуктов в лабазе на "6-7 дней похода". Действительно, если провести простые арифметические действия, то окажется, что продуктов на 6 дней похода. Но при одном условии, если в группе не 9, а 8 едоков. Но и в этом случае продуктов не хватит, так как, исходя из "Маршрута похода по дням", от лабаза до посёлка Вижай 7 дней пути.
Радиограмма Сульману №28.2 сл 1707
"в палатке было 10 пар белья 8 пар ботинок 9 рюкзаков, все личные вещи пострадавших, продуктов на 2-3 дня остальные продукты дней на 8 оставлены видимо в лабазе в верховьях ауспии".
Документ из УД, лист 160
Если туристы сделали лабаз рано утром, значит они весь день ели из того, что взяли с собой на Отортен. Соответственно на момент радиального выхода в их рюкзаках находилось продуктов на 4 дня. А, исходя из "Ма,ршрута похода по дням", на радиальный выход отводилось 2 дня пути. То есть туристы взяли лишние продукты, из-за чего в лабазе появилась недостача провизии на один день пути. Получается, Игорь Дятлов взял продуктов не на 2 дня, а вдвое больше. На тот случай, если туристов не пропустят на Отортен и им придётся возвращаться в район верховья Лозьвы, чтобы в дальнейшем действовать, исходя из плана "влиятельных людей".
Протокол допроса свидетеля Юдина Юрия Ефимовича, 15 апреля 1959 года
"Вопрос: Когда вы расставались с группой тов. Дятлова, он не говорил Вам, что контрольный срок возвращения переносится с 12/II-59 г. на 15/II-59 г.?
Ответ: Нет, при этом не было разговора о том, что контрольный срок переносится на 15/II-59 г. Но участники группы говорили, что они в гор. Свердловск приедут 15 февраля, и Кривонищенко просил сообщить об этом родителям".
Документ из УД, лист 294
Действительно из-за меньшего числа участников похода группа Игоря Дятлова не могла уложиться в отведённые сроки. А, значит, ей требовались дополнительные дни. Соответственно Игорь Дятлов из-за количества продуктов не мог ждать 2 дня, чтобы неукоснительно следовать плану "влиятельных людей". Поэтому туристы вышли от лабаза в сторону Отортена не 2 февраля, как требовали "влиятельные люди", а 31 января. Но перед этим Игорь Дятлов сделал хитрый ход, который полностью снимал с него всякую ответственность за происходящее после 30 января.
Копия дневника участницы похода З. Колмогоровой, 30 января
"Сегодня день рождения Саши Колеватова. Поздравляем, дарим мандарин, который он тут же делит на 8 частей".
Документ из УД, лист 30
Действительно, Игорь Дятлов, должен был передать свои полномочия новому руководителю студенческого крыла группы "Хибина" Саше Колеватову после завершения лыжного похода. Но он не стал ждать, а сделал это на полпути, то есть 30 января 1959 года.
Копия дневника группы Дятлова, 31 января 1959 г.
"Усталые, измученные принялись за устройство ночлега. Дров мало. Хилые сырые ели. Костер разводили на бревнах, неохота рыть яму. Ужинаем прямо в палатке. Тепло. Трудно представить подобный уют где-то на хребте, при пронзительном вое ветра, сотне километров от населенных пунктов. Дятлов".
Документ их УД, лист 28
Если внимательно изучать дневники участников похода, то можно заметить, что именно 31 января группу Игоря Дятлова как будто подменили. Они нарушают установленные законы, "костёр разводят на бревнах", а не роют яму, как обычно; ужинают "прямо в палатке", а не у костра. Действительно её подменили, так как вместо группы Дятлова, появилась группа "Хибина" под руководством Саши Колеватова. Вот об этом и хотел в иносказательной форме поведать Игорь Дятлов, который заполнял дневник, "где-то на хребте, при пронзительном вое ветра, сотне километров от населенных пунктов".