Китай – страна контрастов. Контрастно здесь всё: города, люди, дома, пища, звуки и запахи… Одна из самых контрастных сторон Поднебесной – транспорт и средства передвижения. Здесь можно прокатиться на самых быстрых поездах и на рикше, увидеть древний разваливающийся Оpel или погладить фару ярко-оранжевого Lamborghini.
Начну с самого верха, с самолётов.
Аэропорты есть едва ли не в каждой деревне. Самолёты в Китае летают чаще, чем у нас ходят автобусы. Ещё бы, ведь нужно перевозить такое количество пассажиров! Самолёты – Boeing, Airbus, иногда Embraer. Своих самолётов китайцы почему-то не делают (но, уверена, будут!). Авиакомпаний много. Лучшая, на мой взгляд, - гонконгская China Southern, но многие хвалят China Eastern. Люблю летать «китайцами»: часто можно купить билет в бизнес-класс по цене эконом. Сервис отличный, стюардессы-красавицы (их даже на корточки присаживаться обучают правильно, чтобы всё было идеально), кресла удобные.
Перед праздниками (перед Китайским Новым годом, например) вводятся дополнительные рейсы. Причём, их количество неимоверное! Представьте: миллион дополнительных рейсов на две недели праздников! И тут приключается беда бедовая: аэропорты не справляются. Вы можете за час долететь до Шанхая и два часа кружить в небе на минимальной высоте, ожидая очереди на посадку.
Раз уж самолёты летают с периодичностью автобусов, то и пассажиры соответствующие: с мешками, корзинками, кучей сумок и пакетов, коробок с подарками родным… Дети, старики, галдёж, бардак, запахи еды, использованных памперсов… Стюардессы распихивают ручную кладь на полки. Здесь засовывают – там вываливается. Самолёт готовится к взлёту, пассажиры слоняются по салону, торопятся налить кипяка в быстрорастворимую лапшу, шуршат упаковками всяческой снеди, орут в телефон… Стюардессы вежливы и корректны, всех рассаживают, пристёгивают, просят убрать телефоны. Но стоит им отвернуться – пассажир снова на ногах, он забыл, что в сумке у него – куриные лапки, и они ему срочно нужны! Полка открывается, оттуда валятся восемь корзинок и четырнадцать пакетов. Стюардессы собирают пакеты, распихивают… И так всегда. Я только однажды попала на идеальный рейс. Почему-то летели одни бизнесмены. Когда объявили о подготовке к взлёту, дружно щёлкнули пряжки ремней. При посадке – то же самое: хором поднялись спинки сидений вверх, щелчок пряжек. Самолёт остановился, объявили о том, что можно выйти – дружно встали, открыли полки, взяли вещи, тихо ушли. Такое было лишь однажды!
Поезда. Кто ещё не слышал про китайские поезда? Рассказываю.
Для себя я делю китайские поезда на три типа. Первые – «медленные». Перед номером такого поезда будет буква К или Т. Это поезда, похожие на наши. Только они очень любят опаздывать. Ползут медленно, уверенно, рано или поздно вы точно приедете. Вагоны могут быть и купейные, и плацкарт, и «сидячие», и общие.
Дальше идут поезда с буквой D перед номером. Они бывают и двухэтажными. Я называю их «быстрыми». Скорость – около 180 км/ч. Вагоны «сидячие».
И, наконец, поезда с буквой G перед номером. Эти я называю «очень быстрые». Раньше они носились со скоростью свыше 300 км/ч, но после крупной аварии с большим количеством жертв скорость их движения ограничили. Сейчас она не превышает 300 км/ч. Для этих поездов построена специальная сеть дорог (на фото видите на бетонных колоннах дорогу? Это она и есть). Сейчас они составляют конкуренцию самолётам и по количеству пассажиров, и по цене билетов.
Обслуживание на борту таких поездов не хуже, чем в самолётах: такие же красавицы-стюардессы, такая же еда и прочее.
Билеты могут быть в бизнес-класс, в первый, второй класс, а могут быть без мест. Это значит, что пассажир либо будет ехать стоя, либо сможет какое-то время посидеть на свободном месте, пока не явится его владелец. Билеты без мест могут продаваться и на дальние расстояния, поэтому часто можно увидеть китайцев, расположившихся в тамбуре на полу, когда вы заходите в вагон.
Вокзалы в Китае огромные, современные и очень отличаются от привычных нам. Главное отличие в том, что из основного зала вокзала – множество выходов, каждый – на свою платформу. Пассажиры ожидают поезда не на платформе, а в этом зале. Минут за 15 до прибытия поезда начинается посадка, а вернее, «выпуск» на платформу: толпа собирается у нужного выхода и проходит через турникет, прикладывая билет. На платформе – разметка с указанием остановки каждого вагона. К моменту, когда подходит поезд, пассажиры уже стоят у входа в нужный вагон. Стоянка – максимум две минуты, этого хватает. Нужно отметить умение китайцев организовать толпу, да ещё такую разношёрстную и бестолковую! Если бы они пустили всё на самотёк, думаю, штук пять происшествий с падением на рельсы фиксировались бы ежедневно.
Скажу ещё об одном поезде, о котором многие слышали. Ходит он от аэропорта Пудун до метро в Шанхае, называется Маглев. Это поезд на магнитной подушке, он не едет по рельсам, а несётся над ними. Проектная скорость – около 400 км/ч (сейчас китайцы новый сделали, 600 км/ч будет). Самое эффектное – когда Маглев встречается с другим Маглевом, несущимся в обратную сторону. Ощущается это, как сильный удар. И звук такой же. Жутковато. А если посмотреть на «морду» Маглева, прибывающего на конечную станцию, порой она имеет вид несколько инфернальный. Поезд несётся быстро, сбивая птиц в полёте (они не успевают увернуться), и прибывает с окровавленной «мордой».
Теперь перейдём к колёсному транспорту. Автобусы междугородные носятся с немыслимой для нас скоростью, километров 180 в час. Есть автобусы с полками, где пассажиры едут лёжа (знаю только понаслышке).
Такси. Лет десять-пятнадцать назад ещё были жалобы на таксистов, которые могли вас прокатать по городу или не включить счётчик. Сейчас такое встречатся редко. Если вы возьмёте такси в Гуанчжоу, то не удивляйтесь, что водитель будет от вас отгорожен толстой решёткой (разумное решение, там таксисты бестолковые, иногда их хочется пнуть). В других регионах решётку заменяет пластиковый экран, но его может и не быть. В последних моделях такси в подголовники передних сидений с обратной стороны установлены экраны: едешь и смотришь рекламу.
Я люблю такси в Шанхае: таксисты работают очень чётко, сдачу дают до копейки, дорогу не теряют. Такси может быть разного цвета, это зависит от компании.
Расскажу вам маленькую историю из жизни, связанную с такси. Обычно я очень тщательно проверяю все билеты, время вылетов и прилётов, рассчитываю все передвижения с запасом в командировках. Что тогда случилось? Может, усталость, может, жара… Обычно домой мы летим прямо из Шанхая, из аэропорта Пудун, но в тот раз мы с шефом вылетали из Шанхая в Пекин и уже оттуда – домой. Рано утром выползли мы из отеля, взяли такси до Пудуна, приехали, а на табло вылетов нашего рейса нет. И я понимаю, что летим-то мы не в Москву, а в Пекин. И рейс у нас не из Пудуна, а из Хунцяо, второго шанхайского аэропорта на другом конце города, до которого на такси – часа полтора!
Я подбежала к такси (молясь, чтобы таксист понял, что я ему скажу) и тут поняла, что у меня из головы напрочь вылетело название второго аэропорта. Знаете, бывает такое: не можешь вспомнить слово, которое всегда знал. И вот я ему по-английски: «Другой аэропорт! Очень-очень быстро!» О, чудо, таксист попался сообразительный! Он зашвырнул наши чемоданы в багажник и понёсся по загруженным в час-пик дорогам, мигая всеми фарами и постоянно сигналя.
Доехали мы за сорок минут. Да ещё посадку на рейс задержали. В общем, нас зарегистрировали без проблем. Шеф посмотрел на моё зелёное лицо и скомандовал: «Виски и покурить!»
Самое забавное то, что уже поздно вечером, когда я с чемоданом зашла в квартиру, работал телевизор, и первое, что я увидела, - лицо Сталлоне в фильме «Такси», когда ему от скорости поплохело. Я сползла по стенке, плюхнулась на пол и расхохоталась. Никогда до этого я так не смеялась над комедией.
Ещё несколько лет назад китайцы ездили только на иномарках. Даже когда китайские машины уже начали продавать у нас в России, на китайских дорогах их не было. В Китае собирались и собираются почти все наиболее известные в мире марки автомобилей. Причём, для внутреннего рынка есть невероятные расцветки и комплектации. Но сейчас партия скомандовала развить китайский автопром, и иномарки активно вытесняются авто местного производства.
Однажды я приехала на завод, где уже не раз бывала, пообщалась с собственником, а потом мне нужно было на другой завод, менеджер которого держался со мной очень высокомерно («Мы дешёвый товар не делаем, работаем только для Европы, у вас в России хотят низкое качество!») и отказался меня встречать, заявив, что он занят, и я должна приехать сама (возмутительное поведение!). Итак, мой знакомый владелец завода предложил меня отвезти. Думаю, он очень хотел похвастаться новеньким BMW, и ему это удалось! К заводу я подъехала на золотистой «бэхе» представительского класса с сиденьями, укрытыми натуральным белым мехом! Менеджер, до этого так пренебрежительно со мной говоривший, дрожащим голосом поинтересовался, кто это меня привёз. Я небрежно ответила: «Мой друг». После переговоров и экскурсии по заводу он робко предложил отвезти меня к поезду. Я согласилась, и вёз он меня на убитом «фордике» с дребезжащей дверью.
Водят китайцы плохо. Я вам рассказывала о своеобразном восприятии пространства. Они не пользуются зеркалами заднего вида, не чувствуют габаритов. Бьются часто, аварии приключаются то и дело. Правда, никто не стоит посреди дороги, создавая пробку, а машины после аварии восстанавливают за сутки.
Настоящий коллапс приключается, если вдруг выпадает снег. Ни о какой зимней резине речи, конечно, быть не может. Китайская манера вождения (то педаль газа до отказа в пол, то тормоз) крайне опасна и на хорошей дороге, а на скользкой становится просто убийственной! При этом руль водитель будет крутить туда-сюда так, словно именно рулём он заставляет колёса вращаться. Мы попали в снегопад в Ухани. Там длинный, километра два, мост через Янцзы. Причём, практически без ограждений. Водитель, двигающийся со скоростью черепахи, при этом активно крутящий руль, гордо рассказал мне о великой китайской реке и предложил остановиться на мосту (!), чтобы сделать фото. В гололёд. Без ограждений! «Езжай, - сказала я ему, - прямо. Руль держи ровно. Кушать очень хочется». Снегопад – это катастрофа! Перед вылетом нам взлётную полосу от снега однажды расчищали…дорожными заградительными конусами. Что уж говорить о снеге на трассе!
Правила дорожного движения несколько отличаются от наших (кстати, действуют только права, полученные в Китае). Многие удивляются, почему китайские водители постоянно сигналят. Сейчас, правда меньше, но всё же на дорогах очень шумно. Всё просто: раньше водитель должен был при совершении маневра на дороге предупредить о нём коротким сигналом. Ну, а как без этого, если зеркалами пользоваться они не умеют? Вот и дудели. Сейчас этот пункт из правил убрали, но те водители, которые получали права раньше, дудят по-прежнему.
Много мотороллеров. В провинции можно увидеть множество невероятных гибридов мотороллера с грузовичком, с повозкой и прочих странных штуковин.
Метро. В Шанхае – современное, удобное, чистое. Все надписи продублированы по-английски. А вот в Гуанчжоу такого нет, хотя тоже достаточно чисто. Поэтому там я ориентируюсь только по цвету линий и количеству станций (и не дай бог просчитаться!).
Ну, и немножко – о пешеходах. Согласно китайским правилам дорожного движения, пешеходы – это неорганизованная толпа, хаотично и непредсказуемо передвигающаяся в любых направлениях. Так и есть. Причём, в случае аварии хранители правопорядка всегда останутся на стороне пешехода, даже если будет доказано, что передвигался он крайне хаотично, и водитель должен будет выплатить ему немалую компенсацию. Китайцы этим пользуются. Не дай бог какому-то автомобилю проехать ближе полуметра от китайского дядюшки с палочкой! Дядюшка тут же повалится на дорогу, будет плакать и кричать, вокруг соберётся толпа, на водителя будут смотреть строго и осуждающе, дед будет закатывать глаза в попытках помереть или хотя бы потерять сознание (безуспешно)… Словом, авария с участием пешехода – всегда яркое театральное действие. Учитывая непредсказуемость перемещений толпы (согласно китайским правилам дорожного движения, напоминаю), спектакли приключаются нередко. Помните знаменитое фото с площади Тяньаньмэнь, где одинокий китаец стоит перед колонной танков? Все гадают, кто же этот одинокий герой, преградивший дорогу железным монстрам. Я знаю, кто. Это один из хаотично передвигающихся пешеходов, приехавший из провинции в столицу и заблудившийся в центре города. Он просто переходит дорогу в неположенном месте и слегка шокирован интенсивностью столичного дорожного движения. Возможно, хотел даже устроить спектакль, но не уверен, что водитель танка правильно отреагирует.
Будьте бдительны на дорогах Поднебесной! И относитесь к происходящему с юмором.
Автор: Irynne
Источник: https://litclubbs.ru/posts/6597-o-kryljah-i-kolyosah.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: