«Но вернись ко мне, вернись,-
Детства розовый кусочек.
Мама шепчет мне: «Пись, пись...»,
И я писаю в горшочек».
Никто так из советских артистов еврейского происхождения не нервничал по поводу факта своего рождения в еврейской семье, как Валентин Гафт, - у него почему-то на эту тему был определенный комплекс. Во всяком случае, я писал уже ранее об актерах еврейского происхождения, но что-то не припомню, чтобы они сами или я, когда писал о них, обращал особое внимание на этот факт. Они это не выпячивали на первую полосу внимания, а другим и подавно это ни к чему. При этом, что самое интересное, и тем самым подтверждает противоречивый характер Гафта, фамилию свою он не поменял. Тем самым как бы говоря всем вокруг: «да, я еврей и что с того?». Но удивительнее всего то, что евреем он себя не ощущал, он всегда был русским человеком, а в последние годы жизни благодаря своей третьей жене — Ольге Остроумовой даже стал православным. Уж не знаю, насколько он внутри (в душе) стал православным, поскольку всю свою жизнь был атеистом или сомневающимся, но официально он стал считать себя прихожанином РПЦ.
Семья Гафта никакого отношения к актерской профессии не имела. Отец до Великой Отечественной Войны был юристом, во время войны стал военным юристом, который всю войну, а после войны работал адвокатом, а мать была домохозяйкой. Гафт решил стать актером по собственной воле и еще в отрочестве. Родителям о своем решении пойти по актерской стезе он не рассказывал, и поступал в Москве одновременно в два ВУЗа: в Школу-Студию МХАТ и в Щукинское училище. В результате с первого раза сдал экзамены в Школу-Студию МХАТ, очень стесняясь того, что он еврей, а когда выяснилось, что евреев среди поступивших почти половина — немного успокоился. Было это в 1952 году. Тогда как раз гремело на всю страну «дело врачей-отравителей» и всех евреев Сталин хотел сослать на ПМЖ в Биробиджан, но… не уверен, что именно из-за этого у Гафта были такие комплексы.
Стихи Гафта я читал. Не нашел в них ничего высокого и поэтически ценного. Назвать его поэтом (в отличие от Леонида Филатова) я не могу. Он не был поэтом, но хорошо и довольно остро умел писать эпиграммы, но и его эпиграммы, как один из жанров иронической поэзии совсем не настолько глубоки и талантливы, как у того же Филатова — Филатов мастер иронической поэзии и даже не знаю, кто ему равен в этом плане. Поэзии нужна глубокая духовность автора, а не только интеллектуальное содержание его таланта, - настоящей поэзии, я имею в виду. И в этом плане ни одного человека еврейской национальности я не встречал, - все они, как поэты, слабоваты, - даже полукровка Высоцкий, - без музыкального сопровождения тексты его песен не назовешь стихами в полном смысле этого слова. Статья у меня получается какая-то антисемитская, хотя Гафт сам в этом виноват — не следовало так чуждаться своего происхождения.
После обучения Валентин начал служить в Театре имени Моссовета, но недолго. Спустя пару лет он перешел в Московский драматический театр, где тоже играл недолго. Потом перешел в Театр имени Московского комсомола, но и там не задержался. Но с 1969 года он нашел свое место работы на постоянной основе в театре «Современник», в котором прослужил до конца жизни. Пригласил его туда Олег Ефремов. Включая и Олега Табакова — там все были молодыми актерами на тот период и там царил творческий дух молодости. Видимо именно свободная атмосфера молодых актеров и понравилась свободолюбивому и всю жизнь независимому и с сильным характером Валентину Гафту. Гафта очень любила и Галина Волчек, ставшая режиссером в «Современнике» в 1972 году.
За свою долгую жизнь Гафт снялся в чуть более 120 фильмах, что относительно не много. И по многим ролям в фильмах его можно принять за беса, - уж очень хорошо у него получалось играть злодеев. Способствовало этому множество факторов его личности: своеобразный и почти зловещий голос, острый, проницательный, глубокий и колючий взгляд, серьезное и злобное выражение лица, сообщающее окружающим о том, что этот человек вечно всем недоволен и на все смотрит сквозь призму критики — его Сатанеев в фильме «Чародеи» в этом плане великолепен. А вообще лично я запомнил игру Гафта лишь в таких фильмах, как:
- «Мастер и Маргарита» 2005 года — крайне отрицательный и неприятный персонаж, облеченный большой властью, - первосвященник Каифа, - омерзительнейший тип
- «12» - мягкий и замечательный чем-то душевным и одновременно простым пожилой и мудрый еврей (еврея этого придумал, кстати, не Гафт, а Никита Михалков, поскольку сам Гафт в еврейских тонкостях не разбирался — ему это было не интересно)
- «Анкор, еще Анкор» - забавный и немного странный полковник
- «Воры в законе» - великолепно сыгранная роль мощного человека «авторитета криминального мира» Артура (за эту роль Гафта весь криминальный мир зауважал с 1988 года, чему он сам был несказанно удивлен и даже несколько обескуражен, поскольку всегда был гражданином добропорядочным и законопослушным
- «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» - как хотите, но лично для меня в этом фильме Гафт проявил самый верх своего актерского таланта — так хорошо и правдоподобно сыграть роль Лаврентия Павловича Берии, - истинного злодея своей эпохи, облеченного огромной властью… Это что-то непревзойденное.
И таким образом получается, что я не видел ни одного положительного персонажа, которого бы сыграл Гафт. Но! Все его персонажи, как и сам Гафт, как человек — это умные люди, сильные люди, люди с характером и своим мнением. Но ни у одного из этих персонажей не было того очень важного качества, которое всю жизнь было у Гафта — способности к самокритике. Это вообще-то редко встречающаяся черта в характере и в психике человека. Большинство людей уж слишком себя любят. Гафт не позволял себе такой роскоши. И именно эта черта характера позволяла ему оставаться хотя и большим советским актером, но в то же время простым, во многом скромным, но уверенном в себе человеком.
П.С. На самом деле в жизни Гафт был весьма мягким и добрым человеком. Он много прощал людям. Знаете почему? Он видел их недостатки. Он вообще хорошо понимал и чувствовал людей.