Найти в Дзене
Записная книжка.

Обнимая небо.

Тяжёлая входная дверь в горницу, заскрипев, слегка приоткрылась. С той стороны кто-то с усилием старался тянуть за дверную ручку, стараясь войти в помещение.

Наконец оттуда послышались лёгкие, спешащие шаги и лицо ребёнка с мягкой, лучистой улыбкой засветилось радостью перед взором хозяйки дома, стоящей у печи.

- Терве, бабушка,- здороваясь по-карельски, ребёнок торопился обнять свою бабулю и, прижавшись к её переднику, надетому поверх сарафана, зарылся лицом в пахнущее деревенскими запахами бельё.

- А вой-вой, бунуккайзене ( по-карельски – внучок)- воскликнув от неожиданного визита долгожданного гостя, бабушка едва успела прислонить к русской печи рогатый ухват для горшков.

- Лёнюшка, откуда ты? – спрашивала она, обнимая мальчика и приглаживая на его голове густую шевелюру прямых русых волос.

Внук хотел ответить, но горло у него почему-то перехватило непонятной ниточкой, и он только смог всхлипнуть, втянув грудью воздух. Он слегка откашлялся, глаза его заблестели – то ли от радости, то ли от волнения, и ребёнок едва смог выговорить: «Приехали с мамой».

За дверью уже слышались неторопливые шаги грузного человека, поднимающегося по крутой лестнице на второй этаж деревенского дома.

-КлавдЕя,- утвердительно - радостно, продолжая обнимать дитя и подвигаясь к двери, произнесла хозяйка имя дочери, приехавшей в гости из города.

Началось лето, и сына – школьника нужно было определить под чей-то присмотр.

В тесной однокомнатной городской квартире на втором этаже ребёнок был бы целый день предоставлен самому себе. А ответственная работа матери не позволяла приходить с работы вовремя, поэтому не было лучшего решения как отправлять его на всё лето в деревню к родителям.

Единственная дочь в большой семье была надеждой и опорой стариков-родителей на приближающуюся старость. И не только поэтому.

У дочери была хорошая хватка успешной женщины, и многие бытовые вопросы, в том числе, по заготовке дров, покупке комбикормов, она решала быстро и легко.

В своих руках она и сейчас держала две увесистые хозяйственные сумки, набитые продуктами на первое время для всей семьи. Хотя делать этого - везти в таком количестве еду в деревню - было совсем не обязательно.

Отец с матерью, как и все местные жители, держали подсобное хозяйство, и в доме всегда было молоко, сыр, масло и творог, не переводилось мясо от забитого домашнего скота и свежая рыба из лесного озера за деревней.

Поставив тяжёлые сумки на пол, дочь обняла и поцеловала в щёку подошедшую матушку, пробурчав при этом: «Всё дома сидишь». И присела на лавку, отдыхая от изматывающего силы дальнего пути на машине из города по грунтовой просёлочной дороге.

Да и правда, никуда из деревни родители не выезжали, ни мать, ни отец. Не было для этого никакой надобности.

Здоровье у обоих было неплохое. Поскольку в деревне не было ни больницы, ни аптеки, если кто хворал, то лечились баней или на печи припарками, а в постели - горячим чаем с малиной да мёдом. Использовали исцеляющие заговоры, которые ещё сохранялись в традиционных обрядах священнодействия.

Дочь была рада очередному кратковременному посещению отчего дома, однако внешний суровый характер одинокой женщины, потерявшей мужа в войну, делал её неприступной и грозной для постороннего взгляда.

- Лёню на всё лето привезла, очень просился, всё вспоминал, как там бабушка с дедушкой,- говорила скороговоркой Клавдия, отхлёбывая с шумом из чашки чай, налитый матушкой из самовара, и при этом смахивая со лба пот, выступивший на раскрасневшемся лице от домашнего тепла и горячей еды.

Мальчик тем временем уже выскочил из горницы и, спускаясь торопливо по ступенькам коридорной лестницы, направился проведать двоюродного брата, жившего на первом этаже, с которым давно не виделся. Это был продолжатель рода брата Клавдии.

У бабушки с дедушкой было ещё четверо сыновей. Семья второго сына занимала первый этаж родительского дома. Хозяин молодого семейства имел редкую по тем временам специальность ветеринарного врача.

Служил он срочную службу в 1-ой Конной армии Будённого, где и освоил свою профессию. В Великую Отечественную войну был мобилизован уже в июне 1941 года и всю войну прослужил в конной армии так же по специальности.

После войны работал ветврачом в родной деревне. С 1951 года занимал пост председателя колхоза в соседнем селе Шуезеро.

Почему как автор повествования привожу такие подробности в биографии одного из героев этого рассказа?

Потому что сегодняшние события 2024 года позволяют надеяться на то, что мужчины, вернувшиеся с боевых действий текущей спецоперации, со временем займут достойные места в обществе и станут настоящей элитой для сохранения и поддержания в порядке государственного строя России.

Мальчишки, стоя напротив, приветливо улыбались и шутливо толкали друг друга руками.

Младший брат, Геннадий, с такими же густыми соломенными волосами, улыбчивым и доверчивым лицом, смотрел на приезжего с восхищением и старался не поддаваться натиску более крепкого мальчишки.

- Пойдём рыбачить сегодня? – спросил Леонид - любитель времяпровождения с удочкой в руках в прибрежных камышах тихой заводи местного озера, забрасывая поплавок с небольших мостков, построенных неизвестно кем и когда.

Трудно сравнить карельского рыбака с кем-либо по привязанности своей к этому виду отдыха. Жизнь вблизи огромного количества озёр и ламбушек, маленьких и больших рек, с детства приучает людей, живущих в этом крае, довольствоваться бесконечными дарами водных глубин, приложив к этому виду деятельности небольшое личное мастерство.

- Если мать разрешит, нужно за сестрой присматривать,- неуверенно ответил младший, не отвергая обоюдного желания совместного отдыха.

В его дружную, сплочённую семью когда- то одновременно пришли и радость, и горе.

Не успела родиться сестра, как скоропостижно скончался от неизлечимой болезни отец, такой крепкий и уверенный в себе и в своём будущем мужчина.

Обязанности главы семьи легли на плечи десятилетнего ребёнка, которого самого ещё надо было поднимать и растить много лет до совершеннолетия.

Трудную и нелёгкую временами жизнь их небольшой семьи скрашивала своим тихим, но порою таким необходимым постоянным присутствием бабушка по линии матери.

Тяжёлый физический труд и условия Крайнего Севера рано ослабили её здоровье, ходила она по избе, согнувшись в поясе, с палочкой. И не была помощницей своей единственной дочери, потерявшей в одночасье мужа, в делах по дому. Но её строгий нрав и воспитание не позволяли ни дочери, ни внуку падать духом, и жизнь продолжалась, как и прежде, по заведенному порядку, несмотря на постигшие их семью невзгоды и утраты.

Леонид поздоровался с бабушкой и матерью брата, ответил на их вопросы: «Насколько приехал и когда обратно? – и вышел в сени, где был оборудован дедов верстак, на котором тот плотничал и столярил.

Дед изготовлял в домашних кустарных условиях что угодно: деревянные лопаты, грабли для сена, ухваты для русских печей, кадушки для засолки грибов и ягод, а всего интереснее было наблюдать за его замысловатыми действиями по подготовке и собиранию зимних саней и летних телег.

Детская наблюдательность позволила в будущем автору повествования применить эти навыки при строительстве дома на дачном участке в окрестностях столичного города. Спасибо за знания, дедушка!

Открыв входную дверь, Леонид вышел на улицу.

На двери с уличной стороны висел большой железный засов и деревянная заложка. На ключ в деревне уличную дверь не запирали. Достаточно было опустить заложку на засов и подпереть дверь любой палкой, чтобы пришедшему к дому гостю было понятно, что хозяина дома нет.

Такая традиция в нашей деревне сохранялась до 60-х годов.

Но однажды здесь появился одинокий незнакомец. Неизвестно, каким ветром занесло его в эту местность, далёкую от федеральных трасс и железных дорог. Поняв, что в доме деда нет никого на тот момент, а лежащую бабушку на первом этаже можно было не брать во внимание, воришка поднялся на второй этаж и, убедившись, что его никто не остановит, утащил, что смог унести.

А красть, собственно, было нечего: часы - ходики да самовар, да банку с сахаром.

В крестьянских избах кроме стола, кроватей да лавок вдоль стен ничего другого не имелось. На окнах второго этажа не вешали занавесок, полы и те были некрашеными. Главное, вокруг было чисто и смиренно под божьими образами.

Несмотря на это, пришелец прихватил самое необходимое. Далеко уйти, правда, не успел и не дали деревенские мужики.

Они быстро определили чужака среди своих и вернули назад украденное имущество.

Дедушка на состоявшемся суде простил своего обидчика, но всё равно тому был присуждён новый срок, и с тех пор дома в деревне стали закрывать на висячие замки, которые любому «умельцу» было легко открыть в три щелчка, но чаще это обстоятельство - замки- служили входной охранной грамотой, чем защитой от воров.

- Лёнюшка, беги обедать,- бабушка, заволновавшаяся от долгого отсутствия мальчика, открыла окно и позвала внука за стол.

Пока сын осматривал помещения после долгого отсутствия и навещал родных, Клавдия попрощалась с родителями, так как внизу её ждала машина, на которой, по случаю, она приехала в деревню, и уехала, оставив ребёнка в родном доме.

Теперь в обязанностях бабушки было кормить досыта внука, водить в баню, укладывать вовремя спать. В остальном, приученный к деревенской жизни мальчик был предоставлен своим занятиям и увлечениям.

В школе он был отличником, учился легко и с удовольствием, хотел в будущем стать лётчиком.

Об этой удивительной по своей принадлежности к небу профессии в те годы мечтали все его сверстники и сверстницы. Рассказы по радио и в газетах про сверхдальние перелёты по всему земному шару и гудящие звуки летящих высоко одиночных самолётов бередили душу мальчика, увлечённого авиацией, романтикой воздухоплавания и свободой полёта.

- Бабушка, я обязательно стану лётчиком,- убеждённо говорил внук каждый вечер, укладываясь в кровать, где почти всю ночь ему снились необъятные просторы земли, над которой он летал, как птица. И никто не подсказал ему, что в это время он просто растёт.

Однажды, проснувшись утром, он стал наблюдать за бабушкой, которая что-то тщетно искала на верхней полке, где у неё всегда хранились припрятанные от любопытных глаз гостинцы для детей в виде сладкого печенья и конфет - леденцов.

Охая, ничего не найдя, бабушка посмотрела на проснувшегося внука и, растерянно улыбнувшись, с обидой в голосе сказала: «А конфет-то больше нет, нечем тебя угостить, армаштайне (по-карельски, любимый).

Лёня, увидев её расстроенное лицо, присел на кровати и стал успокаивать родную бабулю: «Бабушка, я когда вырасту, обязательно привезу тебе много-много гостинцев, вот увидишь! Ты мне веришь?»

Бабушка счастливо улыбнулась от такой заботы и, покачав головой, как маятник, в своём сомнении, всё же сказала: «Конечно, ты это сделаешь обязательно! Ты прилетишь на большом самолёте и привезёшь мне целый мешок вкусных конфет,- и засмеялась, обнимая и целуя заспанного внука.

- Да, я прилечу на самолёте, верно,- заволновался мальчик.

Завтрак в это утро был для него самым вкусным, а бабушкины шанежки просто таяли во рту.

Когда они сидели за столом вдвоём, дедушка уже снова лежал на своей кровати, отдыхая от проделанной работы.

Вставал он в четыре утра, кормил и убирал за скотиной, доил корову, отправлял её на выпас с колхозным пастухом, приносил воды с родника и, уставший, ложился отдыхать в то время, как просыпались другие его домочадцы.

Все, кроме бабушки, у которой трудовой день начинался чуть позже, в шесть утра.

Но состоявшийся разговор внука с бабушкой в этот утренний час он тоже услышал.

Дед усмехнулся в усы и в бороду, потому что при улыбке шевелилось и то и другое, повернулся к стенке и тихонько уснул. Спал он всегда неслышно, никого не беспокоя своим присутствием.

С того памятного утра прошло много лет.

Старший внук Леонид исполнил своё желание - выучился на бортмеханика летательных машин, окончив Выборгское военное авиационное училище.

Работать по специальности его направили в Петрозаводский авиаотряд, где он стал трудиться в качестве технического специалиста на самолётах АН-2, предназначенных для пожаротушения в лесах республики Карелия.

Маршруты полётов были на любую дальность, в любой уголок республики и, при необходимости, в соседние регионы.

В один из пожароопасных сезонов вертолёты и самолёты периодически стали летать и в том районе, где до сих пор живы - здоровы жили чуть - чуть постаревшие бабушка с дедушкой.

Леонид от природы был красноречив, упорен и настойчив и не растерял с возрастом этих положительных качеств, всегда украшающих любого мужчину.

Помня всё детство и юность свои слова, сказанные однажды бабушке, что привезёт ей много конфет и подарков, он не отступил от своей мечты.

Однажды в летний знойный день вся деревня всполошилась от того, что над их поселением начал кружить пожарный самолёт. Нигде не было видно признаков какой-либо беды, и местные жители, заслышав неутихающий гул низко летящего самолёта, повыскакивали из своих домов и стали наблюдать за происходящим.

Самолёт заходил на очередной круг три раза, словно выбирая место для посадки.

Закружив в последний раз над скошенным от травы полем, у дома в центре деревни, а это был дом Лёниных родных, в самолёте открылся люк (пусть простят меня знающие специфику самолёта читатели, если что не так) и оттуда полетел на землю крупный предмет.

Сбросив посылку, самолёт помахал крыльями и, плавно набрав высоту, стал удаляться.

Много последующих лет в деревне рассказывали об этом удивительном случае с подарками, свалившимися прямо с небес. Это был мешок, целиком набитый конфетами, пряниками и печеньем. Хватило на всю деревню и ещё осталось!

Все знали из письма, вложенного вовнутрь гостинцев, что это подарок от Леонида для бабушки Матрёны Сергеевны и деда Григория Евлампиевича.

Самый сладкий и дорогой подарок, который сумел подарить внук своим близким и родным людям, вложив в него глубокое уважение и любовь, незабываемую память и твёрдую уверенность исполненного долга.

А в кабине улетающего самолёта сидели улыбающиеся командир воздушного судна и штурман. Бортмеханик наводил порядок в салоне, смеясь и радуясь удачному завершению задуманного, тихонько напевая слова из песни: «Обнимая небо крепкими руками, лётчик набирает высоту. Тот, кто прямо с детства дружит с небесами, не предаст вовек свою первую мечту...»

Татьяна Пилия, Петрозаводск.

.