Имя нашего земляка Бориса Карякина навсегда вписано в историю Самары. 14 марта исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося организатора производства, директора Куйбышевского машиностроительного объединения «Металлист» с 1969 по 1988 год, почетного гражданина города.
Родом из «Карякина Стана»
Из характеристики генерального директора Бориса Ивановича Карякина от 27 марта 1985 года: «Тов. Карякин Б.И. - умелый и энергичный руководитель, под его руководством коллектив объединения неоднократно выходил победителем в социалистическом соревновании среди предприятий отрасли. Он много внимания уделяет техническому перевооружению и реконструкции в объединении, постоянно заботится о внедрении в производство передовых методов труда».
Будущий организатор крупнейшего в городе предприятия родился 14 марта 1924 года в селе Елшанка Николаевского района Симбирской губернии (ныне - Ульяновская область). В их многодетной семье росло четверо сыновей и две дочери. Отец был первым председателем колхоза, почитаемым человеком. Когда решили объединить три маленьких колхоза в один, в знак уважения к председателю сельчане назвали новую организацию «Карякин Стан».
После окончания семилетки Борис поступил в школу ФЗО, где стал осваивать профессию столяра-краснодеревщика. Директор образовательного учреждения при первой же встрече попросил его не посрамить фамилию отца, трудиться не покладая рук. Этот разговор будущий машиностроитель запомнил на всю жизнь.
Когда началась Великая Отечественная война, еще не достигший совершеннолетия Борис с другом отправились в военкомат и просились добровольцами на фронт, но получили отказ. Тогда парни написали письмо члену Государственного комитета обороны Клементу Ворошилову с просьбой взять их в Красную армию. Ответ пришел со следующим текстом: «Карякина Б.И. досрочно зачислить на военную службу и направить на учебу в город Пензу, в артиллерийско-минометное училище Приволжского военного округа».
Весной 1943 года молодой лейтенант отправился на Южный фронт, в 486-й минометный полк резерва Главного командования. Здесь его назначили командиром второго взвода. Он сражался на Курской дуге, Донбассе, в Крыму, штурмовал Кенигсберг и освобождал Варшаву. День Победы командир батареи Карякин встретил под Берлином.
От моториста до генерального директора
До 1948 года Борис Карякин служил в Центральной группе войск в Польше и Германии. Демобилизовавшись, приехал в Куйбышев. Здесь он с отличием окончил авиационный техникум и устроился работать мотористом-испытателем на завод имени Фрунзе. Позднее поступил на вечернее отделение Куйбышевского авиационного института, чтобы получить профессию инженера-механика. Одновременно трудился на том же предприятии сначала заместителем начальника цеха, затем начальником цеха.
В январе 1963 года Карякин возглавил заводскую партийную организацию, через год стал первым секретарем Кировского райкома партии. А в марте 1969 года его назначили директором оборонного завода «Металлист».
На заводской площади есть постамент с настоящей боевой зениткой ЗУ-23 - одной из тех, которые «Металлист» на протяжении нескольких десятилетий выпускал для армии СССР, а затем и РФ. С 1960-х годов небольшое предприятие стало равноправным партнером гигантов авиационно-космической отрасли, заняло лидирующее место в сфере отечественного авиадвигателестроения.
Именно при Карякине на предприятии прошла успешная модернизация производства. В 80-е годы минувшего столетия под его руководством трудилось более 10 тысяч человек. «Металлист» сделал свой самый мощный рывок в освоении авиационной и космической техники.
Легендарный директор считал эффективное производство и его развитие главной составляющей в государственной политике. Но начинать ему приходилось почти с нуля. Темп набирали быстро. В конце 1969 года завод наладил выпуск комплектующих для авиационной и ракетно-космической промышленности. Было внедрено изготовление камер внутреннего сгорания для ракеты «Зенит», старт которой происходил с морской платформы на экваторе. В короткие сроки было освоено изготовление звукопоглощающих панелей для самолетов гражданской авиации, без которых полеты пассажирских лайнеров за границу запрещены. Тогда же запущено производство комплектующих к двигателям Кузнецова для стратегических ракетоносцев Ту-22МЗ и Ту-160, которые и сегодня составляют основу дальней авиации России.
За освоение производства изделий для крупнотоннажных воронежских воздушных лайнеров Борису Карякину было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР.
Завод «Металлист» участвовал в «лунной программе». Выпускались на предприятии и товары народного потребления. Машиностроительным объединением было налажено производство электросепараторов. Сам Карякин являлся автором форм и дизайна сувенирных самоваров. Более 70% этих изделий выпускались с государственным знаком качества.
С заботой о трудовом коллективе
Борис Карякин всегда уделял большое внимание социально-бытовым вопросам, повышению качества жизни работников. Из общежитий и малосемеек переселил людей в благоустроенное жилье. В 1970-х годах предприятием было построено более 1600 квартир для заводчан, санаторий-профилакторий, поликлиника, Дом отдыха, пионерский лагерь на реке Кондурче для детей работников предприятия. В 1980 году введены в строй спортивные база и комплекс, стадион «Заря».
По инициативе Бориса Карякина на пересечении улицы Победы и проспекта Кирова был построен первый в Самаре подземный переход. Гендиректор «Металиста» всегда понимал необходимость развития крупного промышленного волжского города.
Стараясь преодолеть дефицит продовольствия в 80-е годы, Карякин открыл подсобные хозяйства в совхозах «Северный Ключ» и «Утевский». Были построены животноводческие комплексы, появился заводской колбасный цех.
Такая забота о трудовом коллективе в немалой степени способствовала закреплению рабочих кадров, сокращению текучки. Борис Карякин с большим уважением относился к человеку труда. Его подчиненные вспоминали, что многих инженеров, мастеров, квалифицированных рабочих он знал лично и при встрече мог обратиться по имени-отчеству. Авторитет генерального директора был безусловным. Для людей он был человеком-глыбой.
За годы жизни Борис Карякин был удостоен многих высоких званий и наград. Он кавалер двух орденов Отечественной войны, ордена Красной Звезды, Октябрьской революции, двух орденов Трудового Красного Знамени и многочисленных медалей правительства СССР. В 1984 году ему было присвоено два почетных звания - «Заслуженный машиностроитель РСФСР» и «Почетный гражданин города Куйбышева».
Борис Карякин ушел из жизни в возрасте 64 лет. Для всех, кто его знал, трудился под его началом, это стало большой трагедией. 19 января 1988 года он присутствовал на похоронах генерального директора металлургического завода Павла Мочалова. Отстоял в почетном карауле у гроба товарища, а вернувшись домой, скончался.
Борис Карякин жил на Безымянке. Его дом находится в квартале, застроенном на рубеже 1940-1950-х годов. Квартиры в нем получали преимущественно инженеры и руководящий состав промышленных предприятий города.
В память о генеральном директоре эпохи «золотого времени» «Металлиста» его именем назван переулок (старое название Сад-Совхозный) в Советском районе. На доме №9 установлена мемориальная доска.