Прошло 22 года с тех пор, как «Матрица» популяризировала идею о том,
что реальность — это иллюзия и что на самом деле мы все лежим в капсулах
с жидкостью, служащей питательными веществами для машин.
Для большинства людей это звучит фантастично –
типичная научная фантастика – но есть некоторые ученые и философы, которые считают, что «Матрица» вместе с долгожданным продолжением «Матрицы: Возрождения » поднимают серьезные вопросы о том, действительно ли мы живем в компьютерной симуляции.
И мы тоже? Вы принимаете синюю таблетку, и статья заканчивается.
Вы закрываете сайт и возвращаетесь к очистке чайника от накипи.
Вы принимаете красную таблетку и продолжаете читать, а Ризван Вирк , ученый-компьютерщик и автор «Гипотезы моделирования» , покажет вам, насколько глубока кроличья нора.
«Я думаю, что скорее всего мы находимся в какой-то симуляции», —
говорит Вирк, чья книга основана на статье 2003 года оксфордского философа
Ника Бострома , в которой задается вопрос, живем ли мы в компьютерной симуляции. В нем утверждается, что наиболее вероятным исходом из трех вариантов является то, что развитая цивилизация просуществует достаточно долго, чтобы иметь возможность разработать технологию для создания различных симулируемых миров.
«Это означает, что существует множество смоделированных реальностей
и только одна базовая реальность», — объясняет Вирк. «Поэтому в какой реальности вы, скорее всего, окажетесь – в 99 смоделированных реальностях или в одной базовой реальности? У тебя больше шансов попасть в 99-е».
Эту теорию еще предстоит доказать, но и не опровергнуть. Один из главных аргументов Вирка основан на фразе физика Джона Уилера «это из бита» —
идее о том, что основой Вселенной является не энергия или материя,
а информация, причем каждая субатомная частица представляет бит.
«По сути, мы можем напечатать в 3D любой объект, а гены — это просто данные», — говорит Вирк.
Это подкрепляет его более широкий аргумент о том, что если мультивселенная (гипотеза о том, что каждый раз, когда принимается решение, она создает новую временную шкалу) реальна, это подтверждает предпосылку о том, что реальность является цифровой, а не физической. «В природе нет ничего, что могло бы дублировать целый большой физический объект, особенно в одно мгновение», — говорит он, — «но довольно легко дублировать информацию,
а затем отображать ее по мере необходимости».
Он также ссылается на эффект наблюдателя — явление в физике, при котором простое наблюдение за чем-либо может его изменить. «Это не имеет смысла, если вы живете в одной физической реальности», — говорит Вирк, —
«но в видеоиграх мы визуализируем мир только тогда, когда вам нужно
его увидеть. Это говорит о том, что мы живем в визуализированном мире,
где реальность существует только тогда, когда ее наблюдают».
Допустим, это правда, допустим, что мы все живем в компьютерной симуляции: кто или что находится на другой стороне? «Некоторые люди говорят, что это инопланетяне», — говорит Вирк. «В аргументации Бострома о симуляциях симуляции — это то, что он называет «симуляциями предков», проводимыми будущими версиями нас самих. По сути, это было бы похоже на то, как если бы мы моделировали Древний Рим».
И зачем им запускать симуляцию нашего мира? «Ну, а зачем мы запускаем симуляции? Обычно это делается для того, чтобы выяснить различные возможные результаты. Мы могли бы смоделировать, скажем, глобальную ядерную войну или изменение климата. Мы могли бы запустить его несколько раз, чтобы увидеть, какие сценарии с большей вероятностью
приведут к разрушению».
Но если мы живем в компьютерной симуляции, как это повлияет на наш подход к жизни? Разве это не делает все бессмысленным?
«Некоторые люди говорят: «Ну, не имеет значения, чем вы занимаетесь».
Для меня это не совсем так», — объясняет Вирк. «Более того, я решил играть
в эту игру, я выбрал некоторые из ее квестов и испытаний. И это не была бы очень интересная игра, если бы все было легко».
Вердикт: теория симуляции верна, и мы любим Киану Ривза, так что, похоже, нам лучше принять красную таблетку.
Спасибо, что ознакомились, ваш Павел М.
2