Сигнализация на железнодорожном транспорте.
Сигнал - условный, видимый или звуковой знак, который на железной дороге является приказом
Видимые сигналы выражаются по:
- цвету
- количеству огней
- характеру горения
- форме
- положению сигнальных элементов
- характерным движениям (флажком, фонарем, рукой)
Для подачи видимых сигналов служат
сигнальные приборы: светофоры, щиты, диски, флажки, фонари, сигнальные указатели и знак.
Видимые сигналы также различаются по времени из применения:
- дневные: прямоугольный красный щит, диск дежурного по станции, флажки, сигнальные указатели
- ночные: огни установленных цветов в ручных, поездных фонарях, сигнальных указателях.
Ночные сигналы применяются также днем при плохих погодных условиях если видимость дневного сигнала остановки менее 1000 м, сигнала уменьшения скорости менее 400 м, маневрового: менее 200 м.
- круглосуточные: светофоры, маршрутные указатели, диски со светоотражателем (для обозначения хвоста грузового поезда).
Звуковые сигналы.
Выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Звуковой сигнал подается при помощи свистков локомотивов и моторвагонов, ручных свистков духовых рожков, гудков паровозов, сирен-петард.
Цвета, применяемые на ж/д транспорте
Зеленый - разрешает движение с установленной скоростью.
Желтый - со скоростью не более 60 км/ч Красный — запрещает движение Синий — запрещает маневровую работу Лунно-Белый — разрешает маневры Прозрачно-белый - в ручных фонарях Молочно-белый - в сигнальных указателях.
Постоянные сигналы (светофоры)
Светофоры бывают двух типов - прожекторные и линзовые. Кроме того они подразделяются на карликовые, мачтовые и устанавливаемые на мостиках и консолях.
Входные - разрешают\запрещают следовать поезду с перегона на станцию.
Проходные - делят перегон на блок-участки. Разрешают\запрещают следовать с одного БУ на другое БУ
Заградительные – у переездов, искусственных сооружении, обвальных мест. Нормально не горит.
Прикрытия - В местах пересечения с трамвайными путями, у разводных мостов.
Предупредительные - перед входными, проходными, заградительными светофорами и прикрытиями на
расстоянии тормозного пути, если они не видны и на участках с полуавтоматической блокировкой.
Маршрутные - на станциях. Разрешают\запрещают следовать поезду по определенному маршруту.
Маневровые - разрешают\запрещают маневры.
Горочные - на сортировочных путях. Разрешают\запрещают роспуск вагонов с горок.
Выходные - Разрешают\запрещают следовать поезду со станции на перегон.
Повторительные — перед маршрутными, горочными и выходными светофорами, если они не видны с места начала движения.
Локомотивные - установлены в кабине машиниста и показывают показания путевых светофоров.
Переносные сигналы
Применяются для временного ограждения мест работ или препятствий. К ним относятся:
-Прямоугольный красный щит
-Желтый квадратный щит (знак уменьшения скорости)
-Квадратный зеленый щит -Красный флаг -Красный фонарь
-Диск с горизонтальной полосой - начало опасного места, с вертикальной - конец опасного места.
-Знак «Свисток» проезд с установленной скоростью. Требуется подача длинного звукового сигнала.
Указатели
- Указатель путевого заграждения. Днем - белый круг фонаря с черной полосой, ночью - молочно-белый огонь с черной горизонтальной полосой. Проезд запрещен.
- Указатель гидравлической колонки. Днем поворотная часть расположена поперек пути. Ночью - горит красный огонь фонаря - проезд запрещен.
- Указатель перегрева букс Указатель границ блок-участков.
Знаки
-Предельные столбики
-Границы станции
-Начало и конец опасного пути.
-Предупредительный сигнальный знак с буквой «С»
Поездные сигналы
Обозначение головы поезда. При движении по однопутному пути или по правильному пути на двухпутном участке днем голова поезда никак не обозначается. Ночью у локомотива два П-Б огня у буферного бруса и прожектор. При движении по неправильному пути у локомотива днем и ночью слева горит красный, а справа - П-Б огни.
Обозначение хвоста поезда. Хвост пассажирского поезда обозначается тремя красными огнями (хвостовые фонари). Если к пассажирскому подцеплен грузовой не имеющий постоянного сигнала, то хвост обозначается днем - развернутым красным флажком, а ночью - красным огнем фонаря или красным диском у буферного бруса с правой стороны. Если поезд выводится с перегона на станцию по частям, то хвост части поезда обозначается либо желтым развернутым флагом днем или желтым огнем фонаря ночью справа по ходу поезда. Машинист подает сигнал «Прибытие на станцию не в полном составе» (—.). Во время маневровой работы ночью, при подаче локомотива к составу или проследовании его от состава, у локомотива должно быть по одному П-Б огню спереди и сзади со стороны управления локомотивом.
Ручные и звуковые сигналы
При движении поездов.
Основные сигналы:
- разрешается движение с установленной скоростью - свернутый желтый флажок, П-Б свет фонаря, (-)
- разрешается движение с уменьшенной скоростью, указанной в предупреждении или не более 25 км/ч - развернутый желтый флажок, желтый фонарь (на станции), движение П-Б фонаря сбоку (на перегоне), (-)
- Сигнал остановки - красные флажок, фонарь, движение желтого или П-Б фонаря по кругу, (...)
Сигналы, подаваемые ДСП:
- При отправлении поезда со станции или проследовании им без остановки - белый диск с черной каймой, свернутый желтый флажок, зеленый фонарик, (-)
- При приеме поезда на станцию, остановка которого не была предусмотрена - красный диск, флаг, фонарь, (...)
- Сигналы проводника ПВ:
- При отправлении поезда со станции проводники хвостового и штабного вагонов (за исключением случаев отправления поезда с тупиковых путей - Санкт-Петербург Московский и Москва Ленинградский) провожают станцию до конца платформы днем- желтый свернутый флаг ночью - П-Б фонарь Остальные проводники закрывают сразу после трогании боковые двери и наблюдают за возможной подачей сигналов до конца платформы. При отправлении с тупиковых станций провожает с флажком\фонариком только штаб!
- Сигнал остановки подается красным флагом или фонарем в сторону машиниста, причем головная часть должна продублировать
- Сигналы, подаваемые машинистом
- Опробование автотормозов. Привести в действие - поднятие руки или П-Б фонаря вверх. Отпустить - движение рукой или П-Б фонарем перед собой.
- Привести в денйствие ручной тормоз (—)
- Отпустить ручной тормоз (--)
- При вынужденной остановке на перегоне - вызов проводника с ограждения (-) вызов к локомотиву работников поездной бригады (—..)
- Оповестительный сигнал (-) подается при отправлении поезда, при проследовании станции без остановки, при приближении к станциям, искусственным сооружениям, переездам, при приближении к знаку «Свисток», при виде ручного и переносного сигнала «уменьшение скорости» при неблагоприятных условиях при движении по кривому участку пути, при встрече двух поездов на перегоне.
- Сигнал (-.-) подается при следовании поезда по неправильному пути
- Сигнал Бдительности (.-)подается при проследовании пригласительного сигнала на входном светофоре (мигающий Л-Б сигнал) и условно-разрешающего сигнала на проходном светофоре («Т» в ромбе), когда основной сигнал – красный
- Прибытие поезда на станцию в неполном составе (—.)
- При повреждении контактного провода работники ж/д транспорта подают сигнал опустить пантограф (токоприемник) в сторону идущего поезда - днем - левая рука вверх, правая - перед собой, а ночью движением П-Б фонаря вправо-влево, вверх-вниз.
При маневрах
- Двинуться локомотиву кабиной управления вперед - движение желтого флага или П-Б фонаря над головой, (-)
- Двинуться локомотиву кабиной управления назад - движение желтого флага или П-Б фонаря снизу (—)
- Тише - желтый флаг или П-Б фонарь сбоку (..)
- Стой - движение желтого флага или П-Б фонаря по кругу.
Сигналы тревоги
Общая тревога (--..) подается несколько раз во всех случаях грозящих безопасности движения.
Пожарная тревога (-..) - \хуй с яйцами\ подается несколько раз. Если сигнал подается во время движения то проводник должензакрыть все окна, двери и выключить вентиляцию, осмотреть резиновые суфле на предвет возгорания. Если же сигнал был подан после остановки поезда то следует осмотреться и отправиться на помощь горящему вагону.
Химическая и радиационная тревога серия -,-.-.)Подается в течение 2-3 минут. Произвести глубокую
герметизацию вагона
Воздушная тревога — серия ( ) Произвести полную светомаскировку, выключают даже хвостовые
фонари.
Сигналы остановки.
- Все красные
- Круговое движение перед собой
- Взрыв петарды
- Три коротких сигнала
- Указатель путевого заграждения
- Хобот гидравлической колонки поперек пути
- Синий огонь маневрового светофора
- Любой непонятный сигнал
Безопасность движения.
Каждый работник железнодорожного транспорта и обслуживающий персонал поезда обязаны подавать сигнал
остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке во всех случаях,
угрожающих жизни людей и безопасности движения, а при неисправности сооружения немедленно принимать меры
к ограждению опасного места и устранению неисправности.
Проводник, находясь в вагоне, должен прислушиваться к шуму, возникающему при движении, контролировать
работу электрооборудования вагона, наличие задымления и срабатывание системы контроля нагрева буке (СКНБ).
В случае возникновения посторонних шумов, рывков, ударов проводник должен остановить поезд стоп-краном, сообщить по «цепочке» о случае начальнику поезда. После остановки поезда подавать в сторону локомотива с учетом видимости локомотивной бригаде сигнал «Стой» с помощью ручного сигнального флага или фонаря. При этом надо учитывать, что поезд, в случае необходимости, нельзя останавливать на мостах и виадуках, в тоннелях или на путепроводах.
Во всех случаях при возникновении неисправностей или других обстоятельствах, угрожающих жизни людей или безопасности движения, необходимо вызвать начальника поезда и действовать по остановке, не допуская паники и растерянности.
При обслуживании локомотивов машинистом в одно лицо обязанности помощника машиниста в пути следования поезда выполняют начальник поезда, поездной электромеханик и проводники вагонов по указанию машиниста.
@Domsad777 Удачи всем!