Найти тему
МИР (Море История Россия)

Где использовали больше всего "зибелей" (но об этом почти не пишут)

Да, паромы Зибеля (в силу своей мобильности) поучаствовали в войне в разных районах. Мы знаем "зибелей" на Ладоге. Как показала наша предыдущая статья, до Ладоги "боевые" паромы "потоптались на Черном море (и понесли потери). Потусторонние братья по разуму пишут об Африке. А, что было в Африке?

Из Италии на Африку (Триполи) работал 85-й строительный батальон, который имел в своем составе две, потом три роты паромов. Там же батальон и угодил в плен к союзникам. Кто еще? Был еще Pionier-Landungs-Bataillon Afrika, который потом стал 771-м батальоном высадочных средств (Pionier-Landungs-Bataillon 771), но "зибелей в нем было всего 6 штук (были понтоны). Часть этого батальона избежала плена, и в 1944-м оказалась в Будапеште (где и сложила головы, как пехота).

Был еще 772-й батальон, но, это всего 9 паромов и это не Африка, а Прибалтика. Его плавсредства пытались вывозить немцев из Курляндского котла (на том они все и кончились)

Вот и получается, что самым большим "полем боя" для "зибелей" стало море Черное. Почему?

-2
-3
-4
-5

Ну мы уже писали о том, что были два батальона Pionier-Landungs-Bataillon 86 и такой же 128-й батальон. У каждого из них в составе по 2 полноценных роты паромов (изначально по 15 штук в роте). О них мы уже рассказали. Но это как бы еще не все.

Был еще один "загадочный" Pionier-Landungs-Bataillon 129 (Major Gerber) в его составе тоже есть рота паромов (а, потом еще одна). Происхождение паромов "загадка", потому, как строил их Николаев (при содействии голландских специалистов). Паромы имели поздние почти корабельные обводы (упрощенные, как "топором рубленные"). Двигатели автомобильные (получаемые с капитального ремонта из 17-й технической роты). Больше про этот батальон ничего не известно. Нет, в документах он упоминается, вывозит войска с Кубанского плацдарма, вывозит войска из Николаева, потом "исчезает".

Но и это еще не все.

Pionier-Landungs-Bataillon 214 был создан из "излишков" батальонов 128 и 86 при переформировании, доукомплектован новыми паромами, прибывшими по железной дороге. Состав его точно такой же как и у предыдущих батальонов. Две роты паромов, рота десантных ботов болгарской постройки, рота штурмовых лодок, судоремонтная рота. 12 офицеров, 3 служащих, 108 унтеров и 884 рядовых. Именно этот батальон перевез последние части 17-й армии с Кубанского плацдарма.

Вообще, в принципе, пока я не ковырнул эту тему, я долго не мог понять, как немцы умудрились перевезти такую массу людей и грузов. Потом нашелся график эвакуации, пристани, грузопотоки, график работы подвесной канатной дороги через Керченский пролив... (ладно, отдельная история).

Батальон эвакуировал Одессу, Севастополь, потом ушел на Дунай. Его история закончилась под Прахово (о "Дунайском эльфе" мы уже писали).

Ну и если уж подводить итоги, то совершенно очевидно, что активнее всего паромы использовали именно на Черном море, (и не только их). Да, кстати, а, что ж мы болгарские десантные боты вниманием обошли? Ладно, о них в следующей статье...