Первая экранизация «Золушки» вышла в 1898 году, но, к сожалению, была утеряна. Потом были короткометражки 1899, 1907, 1911, 1912 годов, частично тоже до наших дней не сохранившиеся.
Об истории сказки я немного уже писала, повторяться не буду, оставлю ссылку чуть ниже, кому интересно, можно ознакомиться и узнать об отличиях версий братьев Гримм, Шарля Перро и Джамбаттиста Базиле, а также о том, например, что самая ранняя версия Золушки, обнаружена еще в египетских папирусах.
Нам, конечно, ближе и роднее всех возможных, наш фильм с Яниной Жеймо. Некоторые весьма категоричны и даже не рассматривают другие варианты. Только Жеймо, и всё.
🎬Золушка (1947)
Удивительно, что фильм, снятый по сценарию Евгения Шварца, вообще появился. Он пришелся на период послевоенной оттепели, никак не вписывался в киноповестку дня и не соответствовал системе идеологических ценностей СССР. В приоритете были «Подвиг разведчика», «Сельская учительница» и «Жизнь в цитадели». В книге по истории кино я прочитала мнение, что если бы Комитет по кинематографии задержал выпуск «Золушки» хотя бы на пару месяцев, то, скорее всего, сказку положили бы на полку на десятилетия.
Интересно, что еще в 1945 году, за два года до выхода фильма, Шварц говорил о возможности цветной «Золушки». Несмотря на то, что советские цветные фильмы той эпохи выглядели, мягко говоря, убого, команда, включая актеров, была крайне разочарована, что тогда так и не удалось осуществить мечту по ряду причин, включая как технические, так и финансовые.
К счастью, «Золушка» вошла в золотой фонд советского кинематографа именно в черно-белом варианте. Во-первых, цветные послевоенные пленки быстро теряли качество. Во-вторых, именно в таком монохромном варианте сохраняется волшебство. Потому как даже наша современная оцифровка и колорирование для меня просто ужас ужасный, не могу смотреть цветную «Золушку». Да и, простите, возраст Янины Жеймо становится катастрофически заметен.
Да, я не считаю, что 37-летняя актриса выглядит на шестнадцать. И никогда не считала. Жеймо – чудная Золушка, но не юная девочка. Она взрослая женщина и это видно. Да, крошечка с ростом 147 см и 31-ым размером обуви, но взрослая. В перерывах она курила папиросу за папиросой и щелкала семечки. В кадре была очаровательна и непосредственна.
Насколько я знаю, кроме Жеймо пробовалась только Мария Мазун, милая, миниатюрная двадцатидвухлетняя балерина, чья актерская игра была не столь убедительна, очарование не столь очаровательно, а непосредственность не так непосредственна. В итоге Шварц писал сценарий под Жеймо.
И взяв возрастную актрису на роль юной девочки создатели фильма столкнулись с огромными сложностями – необходимостью скрывать реальный возраст Жеймо. Съемочный день начинался с кропотливой работы мастера портретного грима, но и этого было мало. Часто работа оператора выдавала года (я уже молчу про то, что взгляд почти сорокалетней женщины едва ли можно назвать наивным) и потому почти все крупные планы Жеймо из ленты вырезали, как явно демонстрирующие тщательную работу гримеров и четко указывающие – ей не шестнадцать!
Янина Жеймо – хорошая Золушка, но зачем столько мучений, зачем кромсать фильм? Неужели не было никого, кто мог бы исполнить роль без всех этих гримов и ухищрений? Сейчас, конечно, легко рассуждать, мы не жили в то время и не были режиссерами, но всё же, всё же, всё же…
Что по остальным персонажам:
- Фея-крёстная (Варвара Мясникова)
В ранней версии сценария Шварца фея должна быть куда более раскованной и даже эпатажной – в перерывах между чудесами она курит и яростно ругает мачеху с дочками. Но эксцентричной феи не получилось. При монтаже вырезали практически все, чем страшно разочаровали Шварца. Изначально на роль хотели пригласить звезду советского кино Любовь Орлову, но увы, не взяли. Не знаю, как вам, а мне Мясникова не нравится. Ну какая она фея? Анка-пулеметчица из «Чапаева» - да, но не волшебница.
- Принц (Алексей Консовский)
И снова мимо. Никогда не нравился, даже в детстве. Такая же мямля, как перманентно умирающий принц из нашего мультфильма «Дюймовочка». Консовский также не был юн, на момент съемок уже сильно за тридцать, и его игру худсовет критиковал нещадно. Ну тут я согласна - он вялый, апатичный и не интересный. Мальчик-переросток, чей возраст также виден. Да, по сюжету он юный озорник, который еще не совсем вышел из детства, который должен быть нежным и мягким, но Павел Травничек в «Трех орешках для Золушки» тоже опытом не блещет и жениться не хочет, но это просто земля и небо в сравнении.
- Король (Эраст Гарин)
Очень гротескный и очень забавный. Очень человечный и очень беззащитный. Очень трогательный и очень смешной. Видно, что не он управляет королевством, а королевство им. И скорее напоминает не короля, а сумасшедшего, но в финале именно он говорит едва ли не самые важные сказочные слова:
«Связи связями, но надо же и совесть иметь <…> И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».
- Сестры Золушки Анна и Марианна (Елена Юнгер и Тамара Сезеневская) для меня как-то ровно, никогда не удивляли, сколько бы раз не смотрела фильм. Их попросту очень мало в кадре.
- Мальчик-Паж (Игорь Клименков) – просто прелесть.
Одна из лучших сцен фильма – момент, когда Паж сочувствует Золушке после её возвращения с бала. Даже жаль, что Клименков не стал актером, талант очевиден. На роль в «Золушку» его отобрали после просмотра 25 тысяч мальчиков, представляете?
- Мачеха (Фаина Раневская)
Надо ли что тут говорить. Раневская, которую не очень-то хотели видеть в этой роли, в итоге стала не изюминкой, а фунтом изюма в сказке, а ее дуэт с Василием Меркурьевым, отцом Золушки – едва ли не самым пикантно-абьюзивным и запоминающимся брачным союзом в советском кино.
Ну и как обещала, еще пять экранизаций сказки:
🎬Золушка (1914)
Cinderella
Да, да, черно-белый фильм эпохи немого кино. Надо сказать, просто великолепный. В главной роли гениальная Мэри Пикфорд, в роли принца, чье имя здесь Чарминг - Оуэн Мур, а феи-крёстной Инес Марсель.
Если вам кажется, что немое кино – это скучно, поверьте, вам и правда кажется. Это возможность увидеть эмоции, которые актер передает не посредством слов, а при помощи взглядов, жестов, поворотов головы и прочих способов невербального общения со зрителем. Одним словом, рекомендую. Смотрится легко и музыка отличная! Вы же знаете, что раньше во время киносеансов в зале не было полной тишины, музыкальное сопровождение было делом рук таперов, они играли что-то подходящее сюжету. Ей Богу, я бы с огромным удовольствием сейчас сходила на немое кино под живую музыку оркестра.
🎬Хрустальный башмачок (1955)
The Glass Slipper
По Шарлю Перро. По атмосфере похоже на фильмы «Ослиная шкура», «Король Дроздовик», «Беляночка и Розочка». Очень милая музыкально-балетная сказка про Эллу и сына герцога. В роли Эллы Лесли Карон — французская артистка балета и актриса, дважды номинантка на премию «Оскар», между прочим. Очаровательная девушка, чья особенность в роли Золушки – короткая стрижка под Одри Хёпберн и темные волосы.
🎬Три орешка для Золушки (1973)
Tři ořišky pro Popelku
Просто классика, любимейшая моя чешская сказка по мотивам братьев Гримм, но в обработке Божены Немцовой, где главное отличие – способ получения даров. Не при помощи феи, а из орешков, что свалились на голову. В 2021 году норвежцы сняли свои «Три орешка» и мы всех их дружно обсудили, сделав вывод, что Либуше Шафранкова и Павел Травничек, пожалуй, что, на одной ступени с нашей Золушкой и принцем, если не лучше (я считаю, что лучше).
Обещанная ссылка:
🎬Золушка (1979)
Не могла не включить в подборку, потому что это один из моих любимейших советских мультфильмов. Считаю, что он намного круче, чем американский вариант 1950 года, при всем уважении к Уолту Диснею. А какая музыка здесь, чудо просто. Смотреть и пересматривать.
🎬Золушка (2015)
Cinderella
Достойнейшая современная экранизация, которую многие почему-то ругают. На мой взгляд, она прекрасна и романтична. Классическая сказка с очень милой, добродушной и очаровательной главной героиней Эллой (Лили Джеймс), и просто фантастической мачехой леди Тремейн (Кейт Бланшетт) и сумасбродно-взбалмошной феей (Хелена Бонем Картер). Принц тут немного подкачал, но кого волнует принц, когда в центре такие женщины!
Я прям люблю эту версию и иногда пересматриваю.